«весь мир — божественных даров святая чаша» Хочу постичь Тебя, хочу – не постигаю. Хочу не знать Тебя, хочу – и обретаю



Дата30.08.2020
өлшемі80 Kb.
«ВЕСЬ МИР — БОЖЕСТВЕННЫХ ДАРОВ СВЯТАЯ ЧАША»
Хочу постичь Тебя, хочу – не постигаю.

Хочу не знать Тебя, хочу – и обретаю.

К. Батюшков

1 ведущий: сегодня мы впервые встречаемся в литературной гостиной. Поводов к этой встрече несколько. Один из них: «мы так привыкли к утверждению высоты и уникальности русской классической литературы, что истина эта стала для нас давно избитою, не требующей доказательств и особых размышлений. А это дурно: не желая размышлять, пользуясь еще школьных лет шаблонами, мы своеобразие отечественной словесности плохо сознаем и чаще ограничиваемся чванливой уверенностью в художественном превосходстве творений русских гениев над всем прочим» (М. Дунаев). Попробуем убедиться в уникальности и своеобразии в течение нашего разговора.


В.Соловьев «С нами Бог».
2 ведущий. В 1801 г. в Москве и Петербурге почти одновременно возникли два литературных общества.

Дружеское литературное общество появилось в Москве в самом начале 1801г. Участниками его были братья Андрей и Александр Тургеневы, В. А. Жуковский; поэт и журналист А. Ф. Воейков; поэт, критик, теоретик литературы, впоследствии профессор Московского университета А. Ф. Мерзляков; братья Кайсаровы – Михаил (поэт, переводчик) и Андрей (фольклорист и оригинальный политический мыслитель). Самому старшему, Мерзлякову, было 23 г., самому младшему, Ал-дру Тургеневу – 16. Собрания Дружеского литературного общества проводились главным образом в доме Войкова близ Новодевичьего монастыря. На встречах читались речи, посвященные литературным, общественным и моральным темам: о путях русской словесности, религии, славе, счастье… Мечтали о переустройстве мира и главным средством воздействия на человечество считали литературу. И в нашей гостиной звучат слова живших в 19 в., только тема их лирических текстов непривычна современному школьнику, она остается за пределами современной программы по литературе, а так как мир познается в детстве, получается вообще за пределами знаний современников.


Слово предоставляется

А. Фет
Ночь тиха. По тверди зыбкой
Звезды южные дрожат.
Очи Матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних,


Вот пропели петухи —
И за Ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,


Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.

И над Ним горит высоко


Та звезда далеких стран:
С ней несут цари востока
Злато, смирну и ливан.

1842


1 ведущий. Духовные стихи, рождественская лирика — один из своеобразнейших жанров русской поэзии — все это долгое время не издавалось в нашей стране, и только в 1991 г. в московских издательствах появились 2 первых небольших сборника духовных стихов - «Стихи духовные» и «Голубиная книга». Вероятнее всего подобные тексты зародились в среде первых паломников — калИков перехожих, но древние тексты не сохранились до наших дней Традиция отбирала и шлифовала лишь то, что в любых услових жизни отвечало не всегда осознаваемой потребности в вечных ценностях. Основой для духовных стихов послужили немногие из канонических книг: Библия, отдельные Жития. Подобные стихи стали самым высоким воплощением в слове народной Веры.

Стихи о Рождестве

Афанасий Фет

Ночь тиха. По тверди зыбкой


Звезды южные дрожат.
Очи матери с улыбкой
В ясли тихие глядят.

Ни ушей, ни взоров лишних,


Вот пропели петухи -
И за ангелами в вышних
Славят Бога пастухи.

Ясли тихо светят взору,


Озарен Марии лик.
Звездный хор к иному хору
Слухом трепетным приник.

И над Ним горит высоко


Та звезда далеких стран;
С ней несут цари востока
Злато, смирну и ливан.

1842
К. Р. Рождество Христово

Благословен тот день и час,
Когда Господь наш воплотился,
Когда на землю Он явился,
Чтоб возвести на Небо нас.
Благословен тот день, когда
Отверзлись вновь врата Эдема;
Над тихой весью Вифлеема
Взошла чудесная звезда!
Когда над храминой убогой
В полночной звездной полумгле
Воспели "Слава в вышних Богу!" -
Провозвестили мир земле
И людям всем благоволенье!
Благословен тот день и час,
Когда в Христовом Воплощенье
Звезда спасения зажглась!..
Христианин, с Бесплотных Ликом
Мы в славословии великом
Сольем и наши голоса!
Та песнь проникнет в небеса.
Здесь воспеваемая долу
Песнь тихой радости души
Предстанет Божию Престолу!
Но ощущаешь ли, скажи,
Ты эту радость о спасеньи?
Вступил ли с Господом в общенье?
Скажи, возлюбленный мой брат,
Ты ныне так же счастлив, рад,
Как рад бывает заключенный
Своей свободе возвращенной?
Ты так же ль счастлив, как больной,
Томимый страхом и тоской,
Бывает счастлив в то мгновенье,
Когда получит исцеленье?
Мы были в ранах от грехов -
Уврачевал их наш Спаситель!
Мы в рабстве были - от оков
Освободил нас Искупитель!
Под тучей гнева были мы,
Под тяготением проклятья -
Христос рассеял ужас тьмы
Нам воссиявшей благодатью.
Приблизь же к сердцу своему
Ты эти истины святые,
И, может быть, еще впервые
Воскликнешь к Богу своему
Ты в чувстве радости спасенья!
Воздашь Ему благодаренье,
Благословишь тот день и час,
Когда родился Он для нас.
Сер. 19 века.

2 ведущий. В Петербурге же тем временем составилось Вольное общество любителей словесности, наук и художеств. Его заседания во многом отличались от собраний москвичей. У истоков Вольного общества стояли молодые литераторы Александр Востоков, А. Измайлов и другие. Заседания отличала невероятная страстность в обсуждении самых мелких вопросов вреде вопросов орфографии. И постоянный страх оказаться смешными в глазах общественного мнения. На заседания обычно собиралось не больше 10 человек. И к 1808 г. Вольное общество пришло в упадок. А петербургские литераторы старшего поколения с 1806 г. стали устраивать собственные литературные вечера, из которых выросло новое литературное общество «Беседа любителей русского слова». Оно открыло свои собрания в феврале 1811 г. Заседания проходили в доме Г. Р. Державина в торжественной обстановке. На чтение новых литературных произведений съезжался весь великосветский Петербург: дамы в бальных туалетах, мужчины в мундирах и при орденах. Сегодня мы собрались по поводу предстоящего праздника, а стихи — пусть и не собственного сочинения — говорят о библейских событиях.



Афанасий Фет

Встаньте и пойдите

В город Вифлеем;

Души усладите

И скажите всем:

«Спас пришел к народу,

Спас явился в мир!

Слава в вышних Богу,

И на земли мир!

Там, где отдыхает

Бессловесна тварь,

В яслях почивает

Всего мира Царь!»

1 ведущий. Важнейшее в нашей отечественной словесности — её православное миропонимание, религиозный характер отображения реальности. Религиозность же литературы проявляется в особом способе воззрения на мир. Доверимся для начала взгляду со стороны. С. Цвейг:

« Раскройте любую из 50 тысяч книг, ежегодно производимых в Европе. О чем они говорят? О счастье. Женщина хочет мужа или некто хочет разбогатеть, стать могущественным и уважаемым. У Диккенса целью целью всех стремлений будет миловидный коттедж на лоне природы с весёлой толпой детей, у Бальзака – замок с титулом пэра и миллионами. И, если мы оглянёмся вокруг, на улицах, в лавках, в низких комнатах и светлых залах – чего там хотят люди? – Быть счастливыми, довольными, богатыми, могущественными. Кто из героев Достоевского стремится к этому? - Никто. Ни один.»

Слово предоставляется...

2 ведущий. И.С.Шмелев писал: «…Наша литература…исключительна глубока, «строга», как, быть может, ни одна из литератур в мире, и целомудренна. Она как бы спаивает-вяжет Землю с Небом. В ней почти всегда – «вопросы», стремленья «раскрыть тайну», попытки найти разгадку мировых загадок, поставленных человечеству Неведомым: о Боге, о бытии, о смысле жизни, о правде и кривде, о Зле-Грехе, о том, что будет там… и есть ли это там?.. Русская литература не любование «красотой», не развлекание, не услужение забаве, а именно служение, как бы религиозное служение».



Слово предоставляется

1 ведущий. В мемуарах известного церковного деятеля 20 в. митрополита Евлогия (Георгиевского) находим свидетельство, слишком важное для понимания достоинств русской литературы. Владыка Евлогий рассказывает, как в ранней молодости, в первые два года своей семинарской жизни, он отличался не весьма достойным поведением и образом жизни. И что же помогло избегнуть падения? Чтение русской литературы. «Воспитательное значение литературы для молодежи огромно,- утверждает на основе собственного опыта мемуарист. – Трудно даже учесть меру её благотворного влияния. Она повышала самопознание, спасала от грубости, распущенности, безобразия поступков, питала склонность юношеской души к идеализму. Я стал выправляться, хорошо учиться, у меня появились умственные запросы, более серьезные интересы… Моё увлечение литературой …подготовило почву для дальнейшего душевного развития.



Владимир Набоков

Над Вифлеемом ночь застыла.


Я блудную овцу искал.
В пещеру заглянул - и было
виденье между черных скал.
Иосиф, плотник бородатый,
сжимал, как смуглые тиски,
ладони, знавшие когда-то
плоть необструганной доски.
Мария слабая на Чадо
улыбку устремляла вниз,
вся умиленье, вся прохлада
линялых синеватых риз.
А Он, Младенец светлоокий
в венце из золотистых стрел,
не видя Матери, в потоки
Своих небес уже смотрел.
И рядом, в темноте счастливой,
по белизне и бубенцу
я вдруг узнал, пастух ревнивый,
свою пропавшую овцу.
1924
В. Мажарова
В хрустальной красоте ночной
Иду заснеженной дорогой…
Мерцают звезды надо мной,
А в сердце радость и тревога.
И в этой странной тишине,
Пронизанной прозрачным светом,
Звучит мелодия во мне
О чем-то трепетном, заветном…
То музыка высоких звезд -
Благая весть и утешенье:
"Верь - и к тебе придет Христос,
Свершится тайна воплощенья".
И в неизбывной красоте
Заснеженной и тихой ночи,
Господь, стремлюсь я вновь к Тебе,
И дух Тебе молиться хочет.
Так ясно небо, снег так чист,
Так свеж морозный легкий воздух,
И месяц тоненький лучист,
И ласково мерцают звезды.
Нисходит в душу тишина,
Стремится сердце к очищенью,
Благоговением полна,
Душа ждет Твоего рожденья.
Убог мой дом, в нем нет красы,
В нем нет величия святого,
Но жду в полночные часы -
Родись во мне, живое Слово!
Зажгись во мне, небесный свет!
О, пойте, ангелы, ликуйте!
Мир в сердце. Страха больше нет,
Победу духа торжествуйте!!!

2 ведущий. Молитвенный настрой помогает каждому, но может быть, сильнее других искал утешения в молитве старший современник Пушкина – Иван Иванович Козлов. В последние 20 лет его жизни ему выпало совсем уж тяжкое испытание: паралич ног, неподвижность, слепота. Стихотворения с его названием «Молитва» мы найдем и у Вяземского, и у Веневитова, и у Лермонтова, и у Никитина, и у Языкова, и у К.Р. Хочется их цитировать, но ограничимся лишь строками дневника И. Козлова, записанными его дочерью: «Я имел небесную радость – причаститься, Господь… видит душу мою», «Святой и счастливый день для меня: я проснулся, молясь…», «Я лег спать в вере, надежде и в любви к моему Спасителю».

Хочется верить, что и русское слово способствует тому, что душа сочает (выражение А. Солженицына), что она способна верить, надеяться, любить не только в храме, а в жизни вообще.

1 -й Слово предоставляется

Традиции Рождества



2-й Самое время услышать настоятеля храма «Всех Святых, в земле Российской просиявших»...

1-й Вот как о тех событиях писали в начале 20 в.

Рождество Христово на Руси с давних времен отличалось необыкновенными традициями и обрядами. Рассматривая традиции Рождества в России, можно понять, почему традиции празднования Рождества у нас так сильно отличаются от традиций других стран. Ведь католическое рождество отмечают в декабре. А рождество в России по традиции отмечают в январе. Интересно, почему так сложилось?

Все дело в том, что исконно русские традиции Рождества были позабыты после событий 1918 года, когда в России этот православный праздник был запрещен. В то время отмечался только Новый год, а рождество в России с его традициями были под запретом.

2-й Борис Ширяев в «Неугасимой лампаде» пишет...

Сегодня православное Рождество – великий, популярный и почитаемый православными россиянами праздник. Это еще один повод повеселиться и порадоваться. К тому же с каждым годом смысл светлого праздника Рождества Христова понимает все большее количество россиян. А вместе с этим перенимаются и традиции Рождества.



Рождество в России и традиции празднования этого праздника

1-й На Руси праздник Рождества Христова стали отмечать в X веке, когда на русских землях распространилось христианство. В давние времена Рождество Христово было великим праздником, который ждали весь год и весь год к нему готовились.

Раньше к столу подавали горячим запечённого гуся с яблоками, холодную курицу с солёными огурцами, зеленью, помидорами; салаты, мочёные фрукты и ягоды; пирожки и пироги. Кстати, пирожками одаривали тех, кто по старому рождественскому обычаю ходил колядовать. Готовили и торты со сливочным кремом, украшая их разноцветной глазурью.

За праздничным столом все поздравляли друг друга, а потом наступал момент, которого так ждали дети – начинали дарить подарки.

В старину Рождества ожидали весь год, и тщательно к нему готовились. В доме обязательно делали генеральную уборку, наряжали ёлку, готовили угощение к праздничному столу.

Среди других традиций празднования рождества в России стоит отметить, что в этот день запрещалось работать. Рождество в России по традиции считалось днем погружения в себя, временем для размышлений и прославления Иисуса.

Что касается самой концепции праздника, то наши предки воспринимали его как тихое, спокойное, семейное торжество.

Согласно народным поверьям, на тему празднования Рождества Христова существовало немало примет. Например, если праздник выпал на воскресенье или понедельник, то это к урожаю. Если в Рождество метель – к роению пчел, если оттепель – к урожаю гречихи. Небо, усыпанное звездами, на Рождество – большой урожай ягод и к плодовитости скота. На Рождество нельзя было охотиться, вышивать и шить – к несчастью.

Сейчас Рождество в России, традиции которого до сих пор чтятся современниками, имеет несколько другой облик.

Рождество в России

2-й Однако в последние годы православное Рождество в России отмечается достаточно широко, и смысл этого праздника понимает всё больше людей. В этот день люди радуются, вспоминая рождение Христа – снисхождение и единение Бога с человеком, как говорит нам церковь.



Слово предоставляется
    1. Канун Рождества


Канун Рождества получил название «сочельник» - от названия ритуальной пищи, вкушаемой в этот день - сочива. Сочиво или кутья - каша из пшеницы или ячменя, ржи, гречихи, гороха, чечевицы, смешанная с медом.

К вечеру перед Рождеством основательно готовились: наряжали елку, тщательно убирали весь дом и двор, готовили 12 блюд к праздничному столу.Однако не нужно думать, что в их число входили исключительно деликатесы или какие-либо дорогостоящие яства. В качестве угощения на рождественском столе выступали постные или вегетарианские блюда. Самым большим шиком считалась рыба, которую в этот день разрешала церковь. Особое внимание отводилось украшению рождественского стола, или так сказать сервировке. Дело в том, что под праздничную скатерть на рождественский стол обязательно клали пучок сена или соломы – символ яслей, в которых родился Христос. А вот под стол обязательно ставили какой-либо металлический предмет. Причем в течение всего застолья на него поочередно ставили ноги все сидящие за столом. Таким вот образом люди надеялись сохранить крепкое здоровье в наступающем году. Таким образом, люди хотели сохранить своё здоровье в течение всего года – ведь железо считалось символом крепости и прочности. Ну что может быть прочнее и крепче железа?

Ритуальным было и число блюд - 12 (по числу апостолов). Стол готовился богатый и обильный: блины, рыбные блюда, заливное, студень из свиных и говяжьих ножек, молочный поросенок с начинкой из каши, свиная голова с хреном, свиная колбаса домашняя, медовые пряники, жареный гусь. По старинному обычаю, стол прежде посыпали сеном - в память о вертепе и яслях.

В день перед Рождеством – сочельник, трапеза была только одна – ужин. Празднику Рождества предшествует длительный пост, последний день которого носит название Рождественского сочельника. Если кто-либо и нарушал основной пост, приговаривая «пост – не мост можно и объехать», то накануне Рождества даже самые невоздержанные из чревоугодников к столу садились лишь с появлением на небе первой звезды, символа звезды Вифлеемской, возвестившей волхвам и Рождестве Спасителя. В Сочельник хозяйки готовили обрядовую пищу - кутью и взвар.

Кутья - это каша, обязательное блюдо при поминании усопших, а взвар - напиток, сваренный в честь рождения ребенка. Сочетание кутьи и взвара - символ вечности жизни, рождения и смерти Спасителя, непрерывности рода человеческого. Кутью варили рано утром из зерен пшеницы, ячменя или риса, томили ее в печи, добавляли мед, конопляное и коровье масло. Взвар готовили на воде из сушеных яблок, груш, слив, вишен, смородины, черники, земляники и других ягод.Кутью из пшеницы с медом или льняным маслом ставили под иконы на сено в знак рождения Иисуса Христа в яслях.
1-й В Сочельник пекли также сочни. Из них делали маску с отверстиями для глаз и смотрели на улицу со двора. При этом загадывали на прохожих. Какой человек - добрый или злой - первым мимо пройдет, таким будет следующий год. На Русском Севере в этот день из пшеничного теста выпекали фигурки коров, овец, кур. Несколько выставляли в окна, на обозрение прохожих. Остальные складывали на стол, чтобы потом подарить родным и знакомым.

А с наступлением сумерек, когда загоралась первая звезда, садились за стол и делились облатками, желая, друг другу всего доброго и светлого. Рождество - праздник, когда вся семья вместе собирается за общим столом. Сочельником заканчивался Рождественский пост и в сам праздник Рождества верующие угощаются вкусными яствами.

С утра, в Сочельник, в избах мыли потолки и стены, скоблили пол, натирали его можжевельником. Затем парились в жаркой бане. А с вечера начинали петь коляду. Количество совершающих праздничную трапезу должно было быть четным. При нечетном числе, ставился лишний прибор. Все должны были попробовать каждое блюдо, главным из которых считалась теперь уже «богатая кутья» со сливками, медом, пряностями, изюмом и миндалем. Кутью по обычаю полагалась запивать «взваром». Так назывался напиток похожий на сладкий густой компот или кисель, взвар готовился из сухофруктов и ягод. Иногда его делали с добавлением кваса, пиво или вина, а иногда риса или лапши.

В рождественскую ночь открывали настежь дверь и звали к праздничному застолью любого прохожего, который шел мимо, даже если им оказывался бездомный нищий. По старинному поверью, считалось, что в его образе может скрываться сам Христос.

В ночь с 6 на 7 января перед православным Рождеством люди обычно не спали: ходили из дома в дом, угощались и колядовали. Колядой называется старинный рождественский обряд прославления праздника рождества Христова песнями и сама песня. За это колядующих хозяева угощали разными вкусностями.

Отправляясь колядовать, богатые, как правило, переодевались - рядились в карнавальные, необычные одежды, а бедняки просто выворачивали верхнюю одежду наизнанку и надевали маски животных. Сейчас этот обряд возрождается: люди разучивают песни, переодеваются, как в старину, надевают маски и идут к соседям, родственникам, коллегам.

Рождество продолжается три дня. Благочестивые верующие стараются провести их в храме. Второй день после Рождества называется Собором Пресвятой Богородицы, христиане в храмах прославляют Богоматерь, от которой родился Спаситель.

2-й Слово предоставляется

Рождественские народные гуляния и игры

Но самой интересной была неделя после Рождества – Святки или святочная неделя. Именно это время было посвящено всенародным гуляниям и игрищам, в которых участвовали все: от мала до велика.И в старые времена на Рождество и после него, на святочной неделе, все гуляли, играли и веселились.

С Рождества начинались святки - праздники, которые продолжались до Крещения (19 января). Все это время проходили святочные обряды, увеселения, хождение ряженых по дворам и улицам. В Рождество ранним утром, до рассвета, проводился обряд обсевания изб. Пастух ходил с торбой овса и, заходя в дом, бросал на все стороны (рассеивал) горсть зерна с приговором: "На живущих, на плодящих и на здоровье".


В полдень ходили всей семьей смотреть, как играет солнце. Если солнце играет - темные силы от него в щели прячутся. А если нечисть все-таки в дом забралась, то в этот день с ней короткая управа - кипятком углы обварить, да крапивным веником вымести.

Отец водил сына в амбар к сусекам с зерном. Перед тем наследника торжественно обряжали всем семейством. Овчинный полушубок опоясывали расшитым поясом, на голову надевали меховую шапку, на ноги - валенки. Над сусеками с зерном отец поднимал сына, желая вырасти ему быстрее да стать помощником в хозяйстве

Второй день Рождества, который называется Собор Богородицы, посвящается прославлению Матери Христа, Пресвятой Деве Марии. Прославляя Богородицу, Церковь вспоминает бегство Святого Семейства в Египет. Оно было вызвано тем, что царь Ирод, узнав о Рождении Христа и поклонении ему волхвов, разгневался и повелел избить в Вифлееме всех младенцев, надеясь погубить и Спасителя. Но ангел явился Иосифу и повелел скрыться в Египте. После смерти Ирода Иосиф с Семейством возвратился и поселился в Назарете.

Хождение ряженых с этого дня продолжались до самого Крещения. Ряженые в вывороченных наизнанку шубах, в масках или с испачканными сажей лицами ходили по домам, распевая песни и разыгрывая различные преставления, сцены за соответствующее вознаграждение. Иногда водили с собой коня или быка.


Третий день Рождества называли Степановым днем. По обычаю, в Степанов день затесывали колья, ставили их по углам двора, втыкая в снег, чтобы нечистую силу отпугнуть. Степан закален в опасности, потому и всякой нечисти не боится и кольями от нее в этот день как раз отгородиться. Степан ассоциируется с образом мужика-земледельца, а потому рожденный в этот день мальчик будет добрым, заботливым, рачительным и строгим хозяином. Еще в этот день всей деревней выбирали пастуха, заключали с ним договор, устраивали угощение.

Больше всего любили наряжаться и разыгрывать представления. Так, один из молодых людей наряжался кузнецом, мазал лицо сажей, брал огромный молот – деревянный, и ходил по домам, с компанией таких же парней, переодетых и загримированных «стариками». Эта игра так и называлась – «Кузнец».

Кузнец предлагал тем девицам, которые достигли старшего возраста – «на выданье», «перековаться» – сделать их моложе. Девушки отказывались, и тогда он показывал, что не шутит – перековывал «стариков» - парней, которые пришли с ним. Большую лавку накрывали покрывалом, и туда по очереди залезали «старики», а вылезали – молодые.

Слово предоставляется...

1-й Сейчас Рождество в России празднуют с 6 на 7 января. Ночью в церквах идет праздничная служба. Новый год для русского менталитета главнее Рождества, наверное, потому что к моменту праздника в стране отдыхают уже неделю.

Вернемся к началу 20 в., к тому времени, когда 1000-летние традиции рушились.

В апреле-мае 1925 г. С. А. Есенин, последний национальный поэт Руси,



открыто же исповедовал поэт свою веру во Христа, когда в целых десяти номерах газеты «Правда» напечатали один из самых антихристианских опусов Демьяна Бедного - поэму «Новый завет без изъяна Евангелиста Демьяна». Есенин был единственным в то время поэтом, который открыто встал на защиту Православия, написав поэтическое «Послание «евангелисту» Демьяну». Как говорил читавший это послание в списках православный подвижник конца XX в. иеросхимонах Моисей (Боголюбов): «Лишь единицы и то, как правило, выходцы из простого народа, возвышали свой голос в защиту веры. Помните какую отповедь дал Сергей Есенин Демьяну Бедному, позволившему себе написать пародию на Евангелие? И ведь то были страшные годы большевизма! А русский поэт грудью встал на защиту Христа!».

В этом послании Сергей Есенин писал:



Когда я в «Правде» прочитал

Неправду о Христе блудливого Демьяна,

Мне стыдно стало так, как будто я попал

В блевотину, изверженную спьяна.

...Нет, ты, Демьян, Христа не оскорбил,

Ты не задел его своим пером нимало.

Разбойник был, Иуда был-

Тебя лишь не хватало.

Ты сгустки крови у креста

Копнул ноздрёй, как толстый боров.

Ты только хрюкнул на Христа,

Ефим Лакеевич Придворов.

(Настоящее имя Демьяна Бедного — Ефим Алексеевич Придворов.)

Сергей Есенин

То не тучи бродят за овином


‎И не холод.
Замесила Божья Матерь сыну
‎Колоб.

Всякой снадобью она поила жито


‎В масле.
Испекла и положила тихо
‎В ясли.

Заигрался в радости младенец,


‎Пал в дрему,
Уронил он колоб золоченый
‎На солому.

Покатился колоб за ворота


‎Рожью.
Замутили слезы душу голубую
‎Божью.

Говорила Божья Матерь сыну


‎Советы:
«Ты не плачь, мой лебеденочек,
‎Не сетуй.

На земле все люди человеки,


‎Чада.
Хоть одну им малую забаву
‎Надо.

Жутко им меж темных


‎Перелесиц,
Назвала я этот колоб —
‎Месяц».

1916



2-й Мы уже знакомы с точкой зрения А. Меня: 20 в. - век умывания рук. Советский режим вопреки здравому смыслу (все вокруг славит Творца) , вопреки вековым традициям и опыту всей жизни Руси и России отменил не только христианские праздники, но и с убийством царских страстотерпцев «отменил» пришествие Христа, подвижничество Пречистой Девы и самого Отца Вседержителя. Лагеря, убийства, отравления, ежедневные казни на воле через газеты и различные собрания, запреты на издания, шантаж разного рода — всё это привело к тому, что русская литература почти замолчала. Остался только 1 человек в середине 20 в., человек той истинной утраченной культуры, кто не взирал на указы и параграфы. Потрясающем сознание и душу читателя романе «Доктор Живаго» Юрий Живаго будет помнить Бога Живаго, будет говорить о нем.

Рождественская звезда

Борис Пастернак
Стояла зима.
Дул ветер из степи.
И холодно было Младенцу в вертепе
На склоне холма.
Его согревало дыханье вола.
Домашние звери
Стояли в пещере,
Над яслями теплая дымка плыла.
Доху отряхнув от постельной трухи
И зернышек проса,
Смотрели с утеса
Спросонья в полночную даль пастухи.
Вдали было поле в снегу и погост,
Ограды, надгробья,
Оглобля в сугробе,
И небо над кладбищем, полное звезд.
А рядом, неведомая перед тем,
Застенчивей плошки
В оконце сторожки
Мерцала звезда по пути в Вифлеем.
Она пламенела, как стог, в стороне
От неба и Бога,
Как отблеск поджога,
Как хутор в огне и пожар на гумне.
Она возвышалась горящей скирдой
Соломы и сена
Средь целой вселенной,
Встревоженной этою новой звездой.
Растущее зарево рдело над ней
И значило что-то,
И три звездочета
Спешили на зов небывалых огней.
За ними везли на верблюдах дары.
И ослики в сбруе, один малорослей
Другого, шажками спускались с горы.
И странным виденьем грядущей поры
Вставало вдали все пришедшее после.
Все мысли веков, все мечты, все миры,
Все будущее галерей и музеев,
Все шалости фей, все дела чародеев,
Все елки на свете, все сны детворы.
Весь трепет затепленных свечек, все цепи,
Все великолепье цветной мишуры...
... Все злей и свирепей дул ветер из степи...
... Все яблоки, все золотые шары.
Часть пруда скрывали верхушки ольхи,
Но часть было видно отлично отсюда
Сквозь гнезда грачей и деревьев верхи.
Как шли вдоль запруды ослы и верблюды,
Могли хорошо разглядеть пастухи.
- Пойдемте со всеми, поклонимся чуду, -
Сказали они, запахнув кожухи.
От шарканья по снегу сделалось жарко.
По яркой поляне листами слюды
Вели за хибарку босые следы.
На эти следы, как на пламя огарка,
Ворчали овчарки при свете звезды.
Морозная ночь походила на сказку,
И кто-то с навьюженной снежной гряды
Все время незримо входил в их ряды.
Собаки брели, озираясь с опаской,
И жались к подпаску, и ждали беды.
По той же дороге чрез эту же местность
Шло несколько ангелов в гуще толпы.
Незримыми делала их бестелесность,
Но шаг оставлял отпечаток стопы.
У камня толпилась орава народу.
Светало. Означились кедров стволы.
- А кто вы такие? - спросила Мария.
- Мы племя пастушье и неба послы,
Пришли вознести Вам Обоим хвалы.
- Всем вместе нельзя. Подождите у входа.
Средь серой, как пепел, предутренней мглы
Топтались погонщики и овцеводы,
Ругались со всадниками пешеходы,
У выдолбленной водопойной колоды
Ревели верблюды, лягались ослы.
Светало. Рассвет, как пылинки золы,
Последние звезды сметал с небосвода.
И только волхвов из несметного сброда
Впустила Мария в отверстье скалы.
Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,
Как месяца луч в углубленье дупла.
Ему заменяли овчинную шубу
Ослиные губы и ноздри вола.
Стояли в тени, словно в сумраке хлева,
Шептались, едва подбирая слова.
Вдруг кто-то в потемках, немного налево
От яслей рукой отодвинул волхва,
И тот оглянулся: с порога на Деву,
Как гостья, смотрела звезда Рождества.
1947

2-й Молитва как жанр не исчезнет вовсе из лирики. «Молитва вообще есть возношение ума к Богу, являемое благоговейным словом человека к Богу»,- такое определение дано в Библейской энциклопедии. Молитвы бывают разные: обширные и краткие, покаянные и благодарственные, и безмолвные, и просительные. Последний вид, пожалуй, и использовал в 60-е Б.Ш.Окуджава.

Звучит песня Б. Окуджавы «Молитва»

Пока земля еще вертится,

Пока еще ярок свет,

Господи, дай же ты каждому,

Чего у него нет:

Умному дай голову,

Трусливому дай коня,

Дай счастливому денег...

И не забудь про меня.

Пока Земля еще вертится, -

Господи, твоя власть!

Дай рвущемуся к власти

Навластвоваться всласть.

Дай передышку щедрому,

Хоть до исхода дня,

Каину дай раскаянье,

И не забудь про меня!

Я знаю, ты все умеешь,

Я верую в мудрость твою,

Как верит солдат убитый,

Что он проживает в раю,

Как верит каждое ухо

Тихим речам твоим,

Как веруем и мы сами,

Не ведая, что творим.

Господи, мой Боже,

Зеленоглазый мой,

Пока Земля еще вертится

И это ей странно самой,

Пока ей еще хватает

Времени и огня,

Дай же ты понемногу,

И не забудь про меня!

1-й. Казалось бы, умолкла русская литература к концу 20 в. Но... «Умом Россию не понять, Аршином общим не измерить, У ней особенная стать, В Россию можно только верить». Появляется новый голос:

Без Бога нация — толпа,

Объединенная пороком,

Или слепа, или глупа,

иль, что еще страшней, - жестока.

И пусть на трон взойдёт любой,

Глаголющий высоким слогом,



Толпа останется толпой,

Пока не обратится к Богу!


Достарыңызбен бөлісу:


©netrefs.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет