Утверждена



Дата04.08.2020
өлшемі130.5 Kb.
түріПротокол

РАЗРАБОТАНА

УТВЕРЖДЕНА

Кафедрой философии



Ученым советом факультета социальных коммуникаций


Протокол № 6 от 12.01.2017 г.

02.02.2017, протокол № 8






ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
ПО ФИЛОСОФИИ

для поступающих на обучение по образовательным программам высшего образования – программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре в 2017 году


Астрахань – 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В данной программе представлены вопросы для поступающих на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по философии. Поступающие на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сдают вступительные испытания в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (уровень специалиста или магистра)

Список вопросов отражает перечень основных тем дисциплины «философия» и даёт возможность оценить качество знаний студентов, умение логически мыслить, аргументировать свою позицию, анализировать и систематизировать философские знания.

Данное вступительное испытание является квалификационным устным собеседованием. Перед началом собеседования в индивидуальном порядке студенты выбирают билет, сообщая его номер секретарю экзаменационной комиссии. Время, отводимое на подготовку к устному ответу для каждого студента не должно превышать 40 минут. При подготовке к устному ответу студент получает экзаменационный лист, на котором он должен изложить ответы на вопросы собеседования, заверив его своей подписью. На устный ответ каждого студента отводится по 10 минут. Ответ каждого поступающего оценивается по пятибалльной системе в соответствии с указанными ниже критериями оценивания. Решение о выставлении оценки принимается простым голосованием после ответов всех абитуриентов.
Библиографический список
основная литература:


  1. Баева Л.В. Философия: основной курс: учебник для вузов / Л.В. Баева, П.Л. Карабущенко, П.Е. Бойко, Н.В. Гришин; под науч. ред. Л.В. Баевой. – Астрахань: АГУ, 2014.

  2. Балашов Л.Е.  Философия [Электронный ресурс] : учебник. М.: Дашков и К, 2012.

  3. Грядовой Д.И.  Философия. Общий курс [Электронный ресурс]: учебник. М.: Юнити-Дана, 2012.

  4. Губин В.Д.  Основы философии : рек. М-вом образования и науки РФ в качестве учеб. пособия для студентов учреждений СПО. 3-е изд. М.: ФОРУМ, 2012.

  5. Гуревич П.С. Философия [Электронный ресурс] : учебник. М.: Юнити-Дана, 2012.

  6. Липский Б.И. Философия : учебник для бакалавров: рек. УМО по классич. универ. образованию в качестве учеб. для студентов вузов. 2-е изд. ; перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013.

  7. Основы философии : учеб. / под общ. ред. А.Н. Ерыгина. 3-е изд. - М.-Ростов н/Д : Дашков и К°: Академцентр, 2010.

  8. Основы философии : учеб. / под общ. ред. А.Н. Ерыгина. 3-е изд. - М.-Ростов н/Д : Дашков и К°: Академцентр, 2010.

  9. Петров В.П.    Философия. Курс лекций [Электронный ресурс] : учебник. М.: ВЛАДОС, 2012.

  10. Сабиров В.Ш.  Основы философии [Электронный ресурс] : учебник. М.: ФЛИНТА, 2012.

  11. Свириденко А.А.  Философия : учеб. [для студентов техн. вузов]. М.; Воронеж : Наука; ВГПУ, 2012.

  12. Словарь философских терминов / науч. ред. В.Г. Кузнецова. - М. : ИНФРА-М, 2010.


Основные критерии оценивания ответа абитуриента,

поступающего в аспирантуру

(уровень знаний поступающего оценивается по пятибалльной системе).




  • Умение анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы;

  • Владение философской терминологией, знанием базовых понятий и теорий, касающихся основных религиозных конфессий;

  • Способность системного мышления, обобщения источников по теме ответа в единую картину;

  • Ответы на поставленные вопросы должны отражать знания абитуриента, полученные им не только из лекционных курсов и одного (основного, рекомендованного курсом) учебника или учебного пособия, но и более глубокие знания, которые студент может и должен был почерпнуть из дополнительных источников в ходе предыдущего обучения и при подготовке к вступительному собеседованию.

  • Целью собеседования для студентов должна стать возможность показать умение самостоятельно мыслить, а не только воспроизводить существующие теории и концепции.

  • Ответ должен содержать конкретные содержательные выводы, в которых кратко, лаконично обобщается и «кристаллизуется» суть рассмотренного вопроса.


Критерии оценивания результатов собеседования

Оценка ответа зависит от того, в какой мере выше перечисленные требования (цели экзаменационного ответа) будут реализованы студентом в первую очередь при устном ответе, и подкреплены письменным конспектом. При этом ответ на экзаменационные вопросы предусматривает максимальное количество баллов. Соотношение критериев оценивания ответа абитуриента и уровней его знаний



Критерии оценивания Уровень знаний

Правильное использование философской терминологии, глубокое знание основных и дополнительных источников, наличие частных выводов по вопросам; ответ на все вопросы э/билета и дополнительные вопросы в соответствии с требованиями.



5 «отлично»

Правильное использование философской терминологии;

глубокое знание основных и дополнительных источников, наличие частных выводов по вопросам; ответ на все вопросы э/билета, частичный ответ на поставленные дополнительные вопросы.

4 «хорошо»

Более 50% критериев выполнены, более 50% целей достигнуто, при наличии ответов на все вопросы э/билета. При частичном, не полном ответе на поставленные дополнительные вопросы.

3 «удовлетворительно»

Знание основных положений заданной темы; ошибки при изложении материала; менее 50% ответов на вопросы собеседования верные.



2 «неудовлетворительно»

Ответ на вопрос билета (экзаменатора) неверный или отсутствует.


Перечень вопросов к вступительному испытанию
1. Философия: предмет, функции, специфика.

2. Философия буддизма

3. Философия даосизма

4. Философия конфуцианства

5. Древнегреческая философия (Милетская, Элейская школы, Гераклит, Пифагор, Демокрит)

6. Философия Сократа, Платона, Аристотеля

7. Философия эпохи эллинизма

8. Средневековая религиозная философия (христианская)

9. Средневековая религиозная философия (мусульманская)

10. Философия Возрождения

11. Философия Нового времени

12. Немецкая классическая философия

13. Неклассическая философия (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше)

14. Философия марксизма

15. Современная западная философия (общая характеристика, 1 -2 направления по выбору)

16. Русская философия XIX в.

17. Философские идеи Ф. Достоевского и Л.Толстого

18. Философия вл. Соловьева

19. Философия Н. Бердяева

20. Философия перед лицом современных проблем


Содержание программы
ФИЛОСОФИЯ, ЕЕ ПРЕДМЕТ, ФУНКЦИИ СПЕЦИФИКА

Философия и мировоззрение. Философия как специфическая форма мировоззрения. Философия и специальные науки о природе и обществе. Проблема возникновения философии. Соотношение философии с мифологией, религией и наукой. Социокультурные предпосылки генезиса философии. Соотношение философии и её истории. Предмет истории философии. Изменение предмета философии в ходе ее развития. История философии как история решения философских проблем. Условность дисциплинарных границ истории философии как науки. Прогресс и преемственность философских знаний. Проблема метода в истории философии. Аналитический и оценочный подходы к осмыслению историко-философского процесса. Системное изложение и интерпретация. Специфика историко-философской рефлексии.



ФИЛОСОФИЯ БУДДИЗМА

Религиозно-этическая концепция буддизма. Четыре Благородные истины и восьмеричный путь освобождения. Учение о Нирване. Идея всеобщей причинности. Учение о не-душе. Хинаяна и Махаяна. Сопряжение религиозных и философских элементов в буддизме. Роль религиозно-мистического мировоззрения в индийской философии. Проблема атеизма в индийской мысли. Соотношение понятий атеизм и богоборчество в контексте древнеиндийской мысли.



ФИЛОСОФИЯ ДАОСИЗМА

Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.) – протогонист учения даосов. Философские и религиозные начала в даосизме. Дао – фундаментальное понятие – символ даосизма. Этическое (человеческое) и онтологическое (небесное) измерения Дао. Преобладание онтологической ипостаси Дао в учении даосов. Дао как аналог древнегреческого "архэ". Сходство и различие Дао и античного Логоса. Словесная и понятийная невыразимость Дао. Смысловая антиномичность Дао: Дао как запредельное небытие (сверхбыте) и как источник (семя) проявленного мира вещей. Циклическая модель Дао (порождение вещей и возврат последних к породившему их началу) как гармонизация этой антиномичности. Познавательное отношение к Дао. Постижение Дао как сверхсознательное приобщение к нему (включая аскезу и психосоматическую практику). Практическое отношение к Дао. Даосская доктрина "недеяния". Значение даосской философии.



ФИЛОСОФИЯ КОНФУЦИАНСТВА

Этико-социальная доктрина Конфуция. Исходная мировоззренческая ориентация Конфуция – архаизирующий консерватизм. "Лунь юй" ("Суждения и беседы") как первоисточник конфуцианской философии. Проблематика конфуцианства. Имплицитный характер конфуцианской онтологии. Антропологический аспект конфуцианского мировидения. Идеал

человеческого совершенства. Образ "благородного мужа" в конфуцианстве" как предпосылка и орудие "гуманизации" Поднебесной. Этический принцип конфуцианства - "золотая середина". Приоритет моральных ценностей сравнительно с политико-правовыми нормативами регуляции общественной жизни.

ДРЕВНЕГРЕЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Милетская школа. Роль Милета в развитии греческой культуры ионийского побережья.

Связи с Востоком и первые шаги греческой философии и научной мысли. Милетская натурфилософия. Космоцентрическое мировосприятие милетцев. Учение об "архэ". Фалес (624-547 гг. до н.э.): соединение практической деятельности с теоретической, философии с опытной наукой. "Вода" как архэ. Астрономические, математические, физические воззрения Фалеса. Учение о живом характере вещества (гилозоизм). Анаксимандр (610-546 гг. до 5 н.э.) – ученый и философ. Космология и космогония Анаксимандра. "Беспредельное" (апейрон) как вселенское первоначало. Обособление вещей из "беспредельного" и возвращение в него. Идея о постепенном происхождении форм органической жизни. Натурфилософия Анаксимена (585-526 гг. до н.э.). Воздух Анаксимена как первопричинное основание (архэ). Новые идеи в его космологии. Учение о "вдыхании" миром воздуха. Воздух как мировая душа. Изоморфизм микрокосмоса и макрокосмоса в натурфилософии Анаксимена. Общие черты космогонии и антропологии в милетской школе. Значение милетской школы для становления философии в Древней Греции. Гераклит Эфесский (530- 470 гг. до н.э.): личность и мировоззрение. Социальный и интеллектуальный аристократизм Гераклита. Философия мирового процесса. Учение об огне как вещественном первоначале. Учение Гераклита о Логосе, отражение в нем первых представлений об имманентном характере природных процессов. Пифагор (ок. 580-500 гг. до н. э.) и ранние пифагорейцы. Занятия математикой и их влияние на мировоззрение Пифагора. Учение о "числах" как о первоначалах. Характеристика числа как архэ. Учение о мире, об окружающей мир "пустоте" и о "дыхании мира". "Гармония сфер", ее культовые и эстетические предпосылки. Категориальный лексикон пифагорейцев. Элейцы: Парменид (р. ок. 515 г. до н. э.), Зенон (ок. 490- ок. 430 гг. до н. э.), Мелисс (V в. До н.э.). Возникновение философской школы в Элее. Влияние идей Ксенофана на возникновение элейской школы. Парменид и его учение о бытии. Бинарная оппозиция бытия и становления, знания и мнения, времени и вечности. "Апории" Зенона и их философская значимость. Современное прочтение зеноновских парадоксов. Кризис раннегреческой натурфилософии и возможности его преодоления.



Философия классического периода. Древнегреческий атомизм. Левкипп (ок. 500-440 гг. до н. э.) – основатель атомистической школы. Исходные постулаты Левкиппа об атомах и пустоте, о бесконечности вселенной и бесчисленности миров.

Демокрит (ок. 460-370 гг. до н. э.) из Абдер. Источники его учения. Общность учения Демокрита и Левкиппа. Атомы и пустота как онтологическая антиномия бытии и небытия. Физические (объективные) свойства атомов. Космогония и космология Демокрита. Учение о познании. Два рода знания. Истина и ее критерий. Чувства как основа опытного знания.

Умозрение и подлинное знание. Понимание Демокритом качественного многообразия вещей. Отрицание беспричинности и случайности. Логика Демокрита и ее математическая тенденция. Взгляды Демокрита на общество и государство. Представления о развитии общества. Учение о языке и искусстве. Этика Демокрита.



Сократ (469-399 гг. до н. э.) и сократические школы. Возникновение оппозиции против софистов в Афинах. Сократ как продолжатель и как критик учений софистов. Жизнь и деятельность Сократа. Круг учеников Сократа. Сократ и вожди афинской демократии. Процесс над Сократом. Источники учения Сократа. Этика и теория познания в философии Сократа. Учение о знании как искусство определения общих понятий. Сократический метод и его составные элементы. Диалектика и ирония Сократа. Понимание Сократом назначения философии. Философия как опыт утилитаризм этики Сократа. Последователи и ученики Сократа. Имплицитная онтология (теология) Сократа.

Платон (427-347 гг. до н. э.): жизнь и деятельность. Основание школы в Афинах (Академия). Сочинения Платона. Социальные и теоретические источники философии Платона. Понимание Платоном сущности и назначения философии. Учение Платона о бестелесных "видах" ("идеях"). "Бытие" ("идеи"), "небытие" ("становление сущего") и мир чувственных вещей. Теологический характер учения Платона об идеях и его противоположность физическому детерминизму. Учение о чувственном мире как о промежуточной инстанции между миром бестелесных "видов" и миром "небытия". Учение Платона о знании. Теория "припоминания" как форма эпистемологического априоризма. Диалектика Платона. Истинное познание как "припоминание". Метод проверки гипотез. Диалектика познания в диалоге "Парменид". Космология и космогония Платона. Учение о душе. Эсхатология Платона. Учение о государстве и воспитании. Аналогия между разрядами граждан и частями души. Социальное учение Платона в различных интерпретациях.

Аристотель (384-322 гг. до н. э.). Пребывание в школе Платона. Организация Аристотелем в Афинах собственной школы (Ликей). Аристотелевская классификация наук. Понятие 1-ой и 2-ой философии. Критика Аристотелем платоновской теории идей. Проблема первоначал. Учение о четырех причинах, "действительности" и "возможности". Телеология Аристотеля. Учение о перводвигателе. Космология Аристотеля. Теория познания и логика как наука о доказательстве. Психология Аристотеля. Структура души и место в ней разумной способности. Общественно–политические и экономические воззрения Аристотеля. Этика Аристотеля. Учение о добродетели. Виды добродетели.

Философия в эпоху эллинизма.

Скептицизм (IV – III вв. до н.э. и I в. до н.э. – II в. н.э.), его своеобразие. Пиррон (ок. 360-270 гг. до н.э.) – родоначальник греческого скептицизма. Счастье как цель. Философия как средство обретения счастья. Учение о равносильности всех противоположных утверждений и заповедь воздержания от всех суждений. Невозмутимость как следствие воздержания от суждений. Скептицизм в римскую эпоху. Секст–Эмпирик (II в. н.э.)

Эпикур и его школа. Деятельность Эпикура (341-270 гг. до н.э.) в Афинах, основание им школы ("Сад"). Цель философии и ее деление на физику, канонику и этику. Переработка Эпикуром атомистической физики Демокрита. Отклонение Эпикура от Демокрита в вопросе о количестве форм атомов и их движении. Тяжесть как внутреннее свойство атома и его способность к самопроизвольному отклонению от прямой. Самоотклонение атома как метафора человеческой свободы. Космогония Эпикура. Исключение всех противоречащих причинности сверхприродных объяснений явления. Учение о душе и психология Эпикура. Каноника. Чувственное восприятие как критерий истины и блага. Истинность ощущений и объяснение возможности заблуждений. Логическое мышление как деятельность обобщения. Этика Эпикура и чувство удовольствия как критерий счастья. Страхи, препятствующие счастью, и доказательства их несостоятельности. Философия Эпикура в ее отношении к религии.

Стоическая философия. Зенон (340 – 265 гг. до н.э.) – основатель стоицизма. Система философских наук в стоицизме: логика, физика и этика. Теория познания и логика стоицизма. Чувственные восприятия как источник знания. Искусство "диалектики" как условие правильной деятельности ума. Физика стоиков и ее зависимость от Аристотеля и Гераклита. Учение об огненной пневме. Циклическая модель мирового процесса. Теология стоиков. Этика и идеал мудреца в стоицизме. Неоплатонизм. Цель философии по Плотину. Порядок происхождения всего сущего из Единого. Толкование происхождения как инволюционного процесса (эманация). Нисходящая градация степеней бытия. "Душа мира". Происхождение из единой души отдельных душ. Материя как условие обра несуществующее. Путь восхождения к первоединому. Мистическое учение об экстазе. Крушение Западной Римской империи. Указ императора Восточной Римской империи

Юстиниана о закрытии философских школ в Афинах.

СРЕДНЕВЕКОВАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ (ХРИСТИАНСКАЯ)

Аврелий Августин (354-430 гг.) как крупнейший представитель западной патристики. Философское учение Августина и его связь с платонизмом и неоплатонизмом. Христианский фидеизм и фатализм Августина. Учение о первенстве воли над разумом, предопределении спасения и гибели. Философско-историческая концепция Августина. Критика "мирского" государства и учение о "государстве божьем". Отражение в учении Августина кризиса и распада античного общества. Влияние Августина на последующее развитие философии феодального общества.

Зрелая схоластика. Схоластический синтез Фомы Аквинского (1225-1274 гг.), его умеренный реализм. Томистская обработка аристотелевского наследия. Учение Фомы о бытии и его основные категории. Учение о сущности и существовании. Фома Аквинский о познании. Политические и социальные взгляды Фомы. Теория божественного происхождения государственной власти.

7

СРЕДНЕВЕКОВАЯ АРАБО-МУСУЛЬМАНСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Ислам и мусульманская культура. Социокультурные предпосылки развития философской мысли на средневековом мусульманском Востоке. Античное наследие и мусульманская цивилизация. Основные философские направления. Калам – философия в контексте спекулятивной теологии. Соотношение веры и разума, Бога и мира в арабской философии.

Фальсафа – развитие античных традиций в классической арабо-мусульманской философии.

Восточный перипатетизм: аль-Кинди (ок.800-879 гг.), аль-Фараби (870-950 гг.), Ибн Сина (Авиценна) (980-1037 гг.), Ибн Баджа (1070-1138 гг.), Ибн Туфейль (1105-1185 гг.), Ибн Рушд (Аверроэс) (1126-1198 гг.). Соотношение религии и философии, политики и этики в философии восточных перипатетиков. Метафизика и учение о природе.

Суфизм – философия в контексте мусульманского мистицизма. Аль-Газали (1059-1111 гг.), Ибн Араби (1165-1240 гг.).



ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

Понятие "культура Возрождения" и “гуманизм”. Использование античного духовного наследия гуманистами Возрождения. Данте (1265-1321) и Петрарка (1304-1374) как первооткрыватели возрожденческого гуманизма. Антиклерикализм гуманистов. Учение о человеке Пико де ла Мирандолы (1463-1494). Оборотная сторона гуманизма: гедонизм Лоренцо Валлы (1407-1457).

Николай из Кузы. (1401-1464 гг.) как последний философ средневековья и первый философ Нового времени. Пантеизм Николая и решение им проблемы отношения Бога к миру. Космологические взгляды Кузанца, выдвижение им идеи бесконечности вселенной и ее важнейшее мировоззренческое значение.

Христианский гуманизм Эразма Роттердамского.

Николай Коперник. (1473-1543 гг.). Книга "Об обращении небесных орбит" (1543 г.).

Элементы аристотелевско-теологического понимания вселенной в космологических взглядах Коперника. Влияние античного атомизма на миропонимание Коперника. Джордано Бруно. (1548-1600 гг.). Пантеистический характер его мировоззрения. Учение о мире и его началах. Теология Бруно: концепция Бога как вселенского "художника".

Естественнонаучное направление в философии эпохи Возрождения и его отличие от натурфилософии. Леонардо да Винчи (1452-1519) о познании и опыте.

Николай Коперник и Галилео Галилей (1564-1642 гг.) как крупнейшие ученые конца эпохи

Возрождения. Астрономические открытия Галилея и их роль в обосновании теории Коперника и идей Бруно. Запрещение римской курией теории Коперника (1616 г.).

Утопическая мысль в культуре Возрождения (Т.Мор и Т.Кампанелла).

Реформация: причины, содержание и сущность (М.Лютер, и Ж.Кальвин).

Социальная философия эпохи Возрождения (Н.Макиавелли). “Опыты” М.Монтеня.



ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

Новые общественные отношения в Европе. Дальнейший прогресс экспериментального и математического естествознания. Успехи механики, отделение ее от философии. Фрэнсис Бэкон (1561-1626 гг.). Общественный идеал Бэкона в его сочинении "Новая Атлантида". Критика Бэконом схоластической учености. Учение Бэкона о заблуждениях человеческого ума (идолах), место этого учения в системе его философских воззрений. Цель знания по Бэкону. Его отношение к учению о "двух истинах". Задача "великого восстановления наук". Учение Бэкона о соотношении теории и практики, о светоносных и плодоносных опытах. Бэконовская классификация наук. Бэкон о трех путях познания и проблема соотношения эмпиризма и рационализма. Основные принципы индуктивного метода Бэкона, его историческое значение и недостатки.

Рене Декарт (1596-1650 гг.). Критика Декартом схоластики и определение им новых задач философии. Учение о сомнении и его преодолении как введение в теорию познания и метафизику Декарта. Проблема достоверного знания и основные правила рационалистического метода. Учение Декарта о врожденных идеях, интеллектуальной интуиции и дедукции как основных

элементах (принципах) его метода. Три рода идей по Декарту. Отношение Декарта к опытному знанию и индукции. Дуализм Декарта. Соотношение философии и наук. Космогоническая концепция Декарта. Деизм Декарта.

Томас Гоббс (1588-1679 гг.) как продолжатель бэконовского материализма. Гоббс о предмете философии. Теория познания Гоббса. Сенсуалистическая основа теории познания Гоббса и его номинализм. Социологическая концепция Гоббса. Гоббс о человеческой природе и проблеме свободы. Его учение о "естественном" и "гражданском" состоянии. Теория "общественного договора" и происхождения государства. Отношение Гоббса к религии: аллегорическое истолкование Библии. Религия и церковь как средства укрепления государственной власти.

Бенедикт Спиноза (1632-1677 гг.). Нидерланды в XYII веке. Философский монизм Спинозы. Субстанция как причина самой себя. Учение Спинозы о субстанции, атрибутах и модусах. Метафизический характер спинозовского понимания природы и элементы диалектики в нем. Критика Спинозой телеологии. Теория познания Спинозы. Рационализм Спинозы и его геометрический метод. Этические воззрения и социологические взгляды Спинозы. Готфрид Лейбниц (1646-1716 гг.). Философская эволюция Лейбница. Метафизика и диалектика в философии Лейбница. Проблема врожденных идей и учение об "истинах разума" и "истинах факта". Критерии истинности. Монадология Лейбница. Рационализм и онтологизация законов

формальной логики. Учение об иерархии душ и концепция предустановленной гармонии. Теодицея.

Джон Локк (1632-1704 гг.). Критика Локком учения о врожденных идеях. Сознание новорожденного как "чистая дощечка" и проблема индивидуальных различий психики. Учение об опыте как единственном источнике знания. Деление идей на простые и сложные. Деление простых чувственных идей на идеи первичных и идеи вторичных качеств. Проблема

объективности содержания вторичных качеств. Политические взгляды Локка.

Джордж Беркли (1685-1763) о природе общих понятий и субъективной природе качеств. Понятия материи и духовной субстанции.

Давид Юм (1711-1776 гг.). Исторические изыскания Юма и его политические и экономические взгляды. Содержание понятий: "впечатления" и "идеи" в философии Юма.

КЛАССИЧЕСКАЯ НЕМЕЦКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Иммануил Кант (1724-1804 гг.) как родоначальник немецкой классической философии. Кант и его отношение к французской буржуазной революции, французскому Просвещению. Естественнонаучные идеи Канта в "докритический" период. Космогония Канта и ее значение в истории науки. Переход Канта на позиции "критической философии". Явления и "вещи в себе". Отношение чувственных восприятий к объективной реальности. Учение о «вещи в себе» и «феноменах». Разум и рассудок, идеи и понятия. Этика категорического императива. Понятие долга. Человеческая личность как ценность. Проблема свободы в философии Канта. Три постулата практического разума и отношение Канта к религии. Религия и мораль в этике Канта. Этика Канта и неокантианство XIX-XX вв.

И.Г.Фихте (1762-1814 гг.) как критик философии Канта. Трансцендентальная апперцепция Канта как исходный пункт философии Фихте. Единство самосознания и попытка соединить его с идеей развития. Проблемы теории и практики, свободы и необходимости у Фихте.

Ф.В.Шеллинг (1775-1854 гг.). Основные этапы его философского творчества. Отношение Шеллинга к Канту и Фихте, Лейбницу и Спинозе. "Философия тождества" как попытка преодоления разрыва между субъективным и объективным. Проблема бессознательного абсолюта. Теория трансцендентального идеализма и ее отношение к натурфилософии в рамках философии тождества.

Философское учение Г.Ф.Гегеля (1770-1831 гг.). Тождество бытия и мышления как исходный пункт построения гегелевской системы. Структура философской системы Гегеля, ее основные разделы. Основные черты гегелевской диалектики: "снятие", отрицание отрицания, триадизм и т.д. Историческое значение гегелевской концепции историко-философского развития.

Антропологический материализм Л. Фейербаха (1804 – 1872 г.). Особенности фейербаховской критики религии. Критика Фейербахом теологии и умозрительной философии. Антропология как подлинный исток теологии. Взгляды Фейербаха на эволюцию религии. Связь этой эволюции с этапами историко-философского развития. Реабилитация чувственного мира. Антропологическая этика любви Фейербаха. Фейербах как критик Гегеля и его проект философия будущего.



НЕКЛАССИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Философия А. Шопенгауэра (1788-1860). "Мировая воля" как первопричинное основание сущего. Объективация "мировой воли" в вещах. Отрицание эволюционной и циклической моделей мира. Иерархичность мирового целого. Основные ступени объективации: неорганическая, органическая, интеллектуальная. Этика Шопенгауэра. Практическая этика ("этика житейской мудрости") и теоретическая (интеллектуально-эстетическая). Эвдемонизм "этики житейской мудрости". Пессимизм этики философской: страдание - сквозное измерение человеческого существования.

Эстетическое созерцание как способ избавления от страдания. Культуроведческие идеи и исследования Шопенгауэра.

Философия «переоценки всех ценностей» Ф.Ницше (1844–1900). Основная цель философии Ницше – разоблачение традиционной метафизики. Первичность жизни по отношению к материи и духу. Отрицание целесообразности в мировом процессе. Философская мифологема «вечного

возвращения». Проблема человека в свете ницшеанской «философии жизни». Трагичность человеческого существования в окружающем его мире.. Истина как мера утверждения воли к власти. Критерий истины: подчинение слабого сильному. Ницшеанский идеал совершенного человека («нового человека»). Идея «Сверхчеловека» как существа, каким должен стать человек. Атрибуты «Сверхчеловека»: здоровая телесность, энергийная мощь, моральная индифферентность. Понятие «имморализма» в учении Ницше. Критика традиционной (в том числе христианской) морали как «морали рабов». Идеологема «морали господ».

ФИЛОСОФИЯ МАРКСИЗМА

Марксизм как явление социальной реальности XIX-XX вв. Философия и марксизм. Марксизм и европейская культура. Исторические условия возникновения марксистского учения и его философских основ. Гегелевская философия и формирование философии марксизма. Учение Фейербаха и марксистский материализм. Проблема отчуждения и варианты ее решения у Маркса. Марксизм: философия, социальное учение об обществе и идеология. "Капитал": цель и история создания, историческая судьба. Марксизм в истории и судьбе России. Появление и распространение марксистских идей в

Российской реальности XIX века. Марксистские идеи (философия и идеология) в творчестве В.И.Ленина. Ленин как мыслитель-политик. Марксистская мысль в России: теория и практика. Судьба России и судьбы марксизма.

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ XIX-XX ВЕКОВ

Становление русской философии в борьбе славянофилов и западников. П. Я. Чаадаев, его критика православия, русской культуры и истории. А.Хомяков о русском народе, православии, о славянской душе. Социализм А.Герцена. Философия бунта М.Бакунина. Мироcозерцание Н.Чернышевского и Н. Добролюбова, их социально-утопическая революционность. Философские взгляды Л.Толстого и идея ненасилия. Проблема свободы и зла в философии

Ф.Достоевского. Подпольный человек и проблема бунта личности против мировой необходимости. Ф.Достоевский и революция.

Вл.Соловьев – крупнейший русский философ XIX века.

Учение Соловьева о философских началах цельного знания. Свободная теургия, (свободная) теософия и (свободная) теократия. Идея синтеза теологии, философии и науки. Учение о Богочеловечестве. Роль русского народа и православия в историческом процессе. Позднее творчество Вл. Соловьева.

Одинокие мыслители: К.Леонтьев и В.Розанов. Византийский идеал К.Леонтьева. Эстетическое отношение к истории. К.Леонтьев как пророк и провидец,"враг прогресса и морали". Критика христианства и поэтизация язычества в творчестве Розанова. Философия пола. В.Розанов о России и русской душе. Русские философы-богословы: П.Флоренский и С.Булгаков. Философия культа П.Флоренского. Культ и культура, свет и святость. Религия и личность. П.Флоренский – русский Леонардо да Винчи. С.Булгаков: от марксизма к защите православия. Религия и ее роль в духовной культуре России.

Философия Н.Бердяева.

Русский религиозный экзистенциализм. Творчество как смысл человеческого существования. Философия и наука. Творчество и свобода. Творчество и объективизация. Творчество и любовь. Экзистенциализм Н. Бердяева. Вера и знание. Философия исторического процесса. Проблема зла. Смысл жизни по С.Франку. Проблема "христианского социализма". Личность и свобода. Философия "идеал - реализма" Н.О. Лосского. Интуитивизм Н. О. Лосского. Типы интуитивного постижения. Проблема мирового зла. Теодицея Н.О. Лосского.



СОВРЕМЕННАЯ ЗАПАДНАЯ ФИЛОСОФИЯ

Духовная ситуация эпохи и основные феномены западной культуры конца XIX-XX вв. Массовое общество и массовая культура. "Восстание масс" и идеологические государства. "Смерть Бога". Тоталитаризм, фашизм и бюрократия. Основные тенденции и проблемы философии XX века. Пересмотр принципов и традиций классической философии. Критика культа разума и проблема нерационального. Сциентизм и антисциентизм. Преемственность и связь с предшествующими этапами развития философской мысли. Попытка обновления классических философских традиций (неотомизм, неокантианство, неогегельянство, неопозитивизм и др.). Духовные истоки экзистенциально-антропологического

направления современной западной философии (А.Шопенгауэр, Ф.Ницше, С.Кьеркегор). “Философия жизни” А.Бергсона и В.Дильтея. Формирование “новой онтологии”: бытие человека и бытие мира. Философская антропология (М.Шелер, А.Гелен) и ее антисциентистские установки. Инстинкт или интеллект. Человек как "неопределившееся животное". Общественные институты как форма восполнения биологической недостаточности.

Неокантианство как попытка обновления классических философских традиций. Основные школы неокантианства. Марбургская школа (Г.Коген, П.Норп, Э.Кассирер) – ориентация на математическое естествознание, толкование "вещи в себе" и абсолютизация логической деятельности мышления. Познание как логическое конструирование предмета. Баденская школа (В.Виндельбанд, Г.Риккерт). Науки о природе и науки о культуре. Генерализирующий и индивидуализирующий методы познания. Учение о ценностях. Специфика исторического познания. Неокантианство и социология М.Вебера. Теоретические истоки феноменологии Э.Гуссерля (1859-1938). Картезианские предпосылки и аналитика сознания в учении Ф.Брентано. Попытка построения философии как “строгой науки”. Критика философско–психологических учений о сознании. Учение о потоке сознания. Понятие “чистого” сознания и его интенциональности. Онтологическое понимание истины и интуитивизм. Эволюция воззрений Гуссерля. Поиски нового смысла познания и жизни: кризис европейских наук и “жизненный мир”. Многообразие интерпретаций феноменологии, ее основные варианты.

Психоанализ З.Фрейда и глубинная психология К.Юнга – философские основания психологии ХХ века. Сознание и бессознательное. Эрос и культура. Место и роль "архетипов" в развитии личности и культуры. Исцеление цивилизации через упорядочение души каждого человека.

Духовные истоки экзистенциализма. Основные разновидности философии существования –М. Хайдеггер, Ж.–П. Сартр, К. Ясперс и др. Понимание экзистенциализмом задач и цели философии. Проблематика бытия. Проблема смысла и подлинности человеческого существования. Диктатура безличности. Философия как первопоэзия. Свобода и экзистенция. Понятие

трансценденции. Философская антропология как наука о метафизической природе человека (М.Шелер).

Современная философская антропология как ряд самостоятельных атропологических концепций (Г.Плеснер, А.Гелен, Э.Ротхакер и др.). Философская попытка целостного понимания человека. Проблема соотношения биологического и социального, психического и духовного в человеке. Человек как творец и носитель культуры. Социогуманитарное познание XX века (психология, литературоведение, лингвистика, этнология) и структурализм (М.Фуко, К.Леви–Стросс и др.). Понятие структуры, его научный и философский смысл. Разработка методов структурного анализа. Критика экзистенциализма и антропологизма. Выявление глубинных структур культуры.. Археология знания. Постструктурализм Ж. Деррида. Понятие “деконструкции”. Выработка нового концептуального пространства современной философской мысли, расширение коммуникативного опыта, построение новых моделей смыслообразования. Постструктурализм и литературный авангард. Кризис гуманитарных наук и возрождение интереса к философии истории в конце XIX века. Есть ли смысл в истории? Прогресс или цикличность. От науки к утопии. Проблема будущего человечества. Западная философия истории – О.Шпенглер, А.Тойнби, П.Сорокин, А.Вебер, М.Вебер и др. Философско-историческая концепция К.Ясперса (1883-1969).

Неопозитивизм и его эволюция (Р.Карнап, А.Айер, Г.Рейхенбах и др.). Философия лингвистического анализа. Принцип верификации. Философия общей семантики. Проблема языка в философии позднего Витгенштейна. Аналитическая философия и постпозитивистские течения. Разнообразие методологических концепций: фальсификационизм и концепция “третьего мира” К.Поппера; понятие научной парадигмы и концепции научных революций Т.Куна; методология научно–исследовательских программ И.Лакатоса; “стандарты рациональности и понимания” С.Тулмина; “анархистская эпистемология” П.Фейерабенда.

Философия техники как попытка синтеза сциентистского методологизма и

культурологического антропологизма (Д.Белл, А.Тоффлер и др.). Концепции развития культуры и техники. Идея “человечной” технологии. Постмодернизм (Ж. Делез, Ж. Лиотар, Ж. Бодрийар и др.). Отношение к традиционной философии. Отрицание проблемного и жанрового единства философского знания.

Философия перед лицом современных проблем

“Проблемные направления”: философия человека, философия сознания, философия языка, философия науки, философия культуры, философия мифа и др. Философия глобальных проблем (А. Печчеи, Д. Медоуз и др.). Проблема будущего цивилизации (концепции "третьей волны" Э. Тоффлера, "великого разрыва" Ф. Фукуямы, "смерти Запада" П. Дж. Бьюкенена). Философские проблемы становления информационного общества. Философские аспекты проблемы глобализации. Философия межкультурного диалога.



Рекомендуемая дополнительная литература
1. Абеляр. Теологические трактаты. М., 1995.

2. Абу Хамид Мухаммад ал-Газали. Эликсир счастья. СПб., 2002.

3. Августин. О граде Божием. Соч., Т III-IV. М., 1998.

4. Аверроэс. Опровержение опровержения. СПб., 1999.

5. Авиценна. Книга знания. М., 1999.

6. Аль-Кинди. О едином // Приложение к кн. Аристотель. Метафизика. СПб. 2002.

7. Антология даосской философии. М., 1994.

8. Антология мировой философии в 4 т. М., 1969–1972.

9. Антология средневековой мысли. Т. I-II. СПб., 2002.

10. Аристотель. Метафизика //Сочинения в 4-х тт. Т.1, кн.I,VII. М., 1975.

11. Башляр Г. Научный рационализм. Т.I., М-СПб., 2000.

12. Бергсон А. Творческая эволюция. Материя и память. Минск. 1999.

13. Бердяев Н.А. Духовный кризис интеллигенции. М., 1998.

14. Бердяев Н.А. Философия свободы; Смысл творчества. – М., 1989.

15. Бердяев Н.А. Человек и машина //Философия творчества, культуры и искусства. Т. I. М.,

Искусство, 1994.

16. Бодрийяр Ж. Система вещей. М., 1995.

17. Боэций. Утешение философией. М., 1990.

18. Булгаков С.Н. Свет невечерний. М., 1994.

12

19. Бхагавадгита. Ашхабад, 1951.



20. Бьюкенен П.Дж. Смерть Запада. М., 2003.

21. Бэкон Ф. Новый Органон// Соч. в 2-х тт. Т.2. М., 1972.

22. Вебер Альфред. Кризис европейской культуры. СПб., 1999.

23. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

24. Виндельбанд В.Избранное: Дух и история. М., 1995.

25. Вольтер. Философские сочинения. М., 1988.

26. Гадамер Х.Г. Истина и метод. Основы философской герменевтики. М.: Прогресс, 1988.

27. Гартман Н. К основоположению онтологии. СПб., 2003.

28.Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. В 3-х книгах. СПб., 1993-1994.

29. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Предисловие. СПб., 1993.

30. Гегель Г.В.Ф. Философия религии. В 2-х т. М., 1975-1977.

31.Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. В 3-х т. М., 1974-1977.

32. Гельвеций. Об уме// Соч. в 2-х тт. Т.1. М., 1973.

33. Герцен А.И. Сочинения в 2-х т. М., 1986.

34. Гоббс Т. Сочинения в 2 т. М., 1989.

35. Гольбах П. Система природы. Соч. в двух томах. Т. I, 1963.

36. Гуссерль Э. Логические исследования: исследования по феноменологии и теории познания.

Собр. Соч. Т. III. М., 2001.

37. Гуссерль Э. Философия как строгая наука. Новочеркасск: Агентство САГУНА, 1994.

38. Дамаскин И. Точное изложение православной веры. М., 1992.

39. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2003.

40. Декарт Р. Рассуждения о методе. //Сочинения в 2-х тт. Т.1. М., 1991.

41. Деррида Ж. О грамматологии. М., 2000.

42. Джеймс У. Воля к вере. М., 1997.

43. Джон Дьюи. Реконструкция в философии. М., 2001.

44. Дидро Д. Сочинения в 2-х томах. М., 1986.

45. Дильгей В. Введение в науки о духе // Соч. в 4-х томах. Т. I., М., 2000.

46.Древнекитайская философия. В 2-х т. М., 1994.

47. Жильсон Этьен. Томизм. Соч., т. I, М-СПб., 2000.

48. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997.

49. Ибн.Рушд. Рассуждение, выносящее решение относительно связи между религией и

философией //Религия в изменяющемся мире. М., РУДН, 1994.

50. Ибн-ал-Араби. Мекканские откровения. СПб., 1995.

51. Камю А. Миф о Сизифе // Сумерки богов. М., 1989.

52. Кант И. Сочинения. В 6 тт. М., 1966.

53. Кант И. Критика чистого разума //Сочинения в 6-ти тт. Т.3. М., 1964.

54. Карл Поппер. Объективное знание. Эволюционный подход. М., 2002.

55. Кассирер Эрнст. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

56. Киреевский И.В. Разум на пути к истине. Философские статьи. М., 2002.

57. Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 2003.

58. Конфуций. Я верю в древность. М., 1998.

59. Лейбниц. Новые опыты о человеческом разуме// Соч. в 4-х томах. Т. 2. М., 1983.

60. Локк Дж. Сочинения: В 3 т. М., 1988. Т. 3.

61. Лосский Вл. Боговидение. М., 2003.

62. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. М., 1995.

63. Луман Н. Власть. М., 2001.

64. Макиавелли Н. Избранные сочинения. М., 2001.

65. Маритен Жак. Знание и мудрость. М., 1999.

66. Маркс К. К критике гегелевской философии права// Маркс К. Социологические сочинения.

М., 2000.

67. Маркс К. и Энгельс Ф. Немецкая идеология. М., 1966.

68.Маркузе Г. Одномерный человек. М., 1994.

69. Мерло–Понти Морис. Феноменология восприятия. М., 2001.

13

70. Мунье Эммануэль. Христианское противостояние. СПб., 2002.



71. Ницше Ф. Соч. в 2-х томах. СПб., 1998.

72. Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс //Избранные труды. М., 1997.

73. Платон. Собр. cоч. в 4 т. М., 1990-1994.

74.Поппер К. Открытое общество и его враги. Т. I–II. М., 1992.

75. Рассел Б. Исследование значения и истины. М., 1999.

76. Рассел Б. Философия логического атомизма. Томск, 1999.

77. Рикёр Поль. Герменевтика. Этика. Политика. М., 1995.

78. Риккерт Г. Науки о природе и науки о культуре. М., 1998.

79. Роберт Гроссетест. Сочинения. М., 2003.

80. Розанов В.В. Религия и культура. М., 1990.

81. Русская идея. Сост. и авт. вступ. статьи М.А.Маслин. М., 1992.

82. Руссо Ж.Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1998.

83. Сартр Ж.П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии. М., Республика, 2000.

84. Соловьев В.С. Соч-я в 2-х т. 2-е изд. М.: Мысль, 1990.

85. Спенсер Г. Опыты научные, политические и философские. Минск. 1998.

86. Спиноза Б. Богословско–политический трактат. Мн., 1998.

87. Суфии. Восхождение к истине. М., 2001.

88. Тоффлер Э. Шок будущего. М., 2002.

89. Уильям Оккам. Избранное. М., 2002.

90.Упанишады в 3-х кн. М., 1992.

91.Федотов Г.П. Судьба и грехи России: В 2-х тт. СПб., 1991.

92. Фейерабенд П. Избр. труды по методологии науки. М., 1986.

93. Философия в Энциклопедии Дидро и Даламбера. М., 1994.

94.Фихте И.Г. Сочинение 1794-1801. М., Ладомир, 1995.

95. Флоровский Г.В. Из прошлого русской мысли. М., 1998.

96. Фома Аквинский. Сумма теологии. Т 1-2. Киев, 2003.

97.Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. М., 1989.

98. Франк С.Л. Духовные основы общества. М., 1992.

99. Фрейд З. Будущее одной иллюзии. //Сумерки богов. М., 1989.

100. Фрейд З. Тотем и табу. СПб., 1997.

101. Фромм Э. Иметь или быть? М., 1990.

102. Фуко М. Воля к истине. М., 1996.

103. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб., 1997.

104. Фукуяма Ф. Великий разрыв. М., 2003.

105. Хабермас Юрген. Философский дискурс о модерне. М., 2003.

106. Хайдеггер М. Бытие и время. М., 2002.

107. Хайдеггер М. Кант и проблема метафизики. М., 1997.

108. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М., 2003.

109. Чаадаев П.Я. Философические письма// Соб. Соч. Т. I., М., 1991.

110. Шелер М. Избранные произведения. М., 1994.

111. Шеллинг Ф. Философия откровения. СПб., 2002.

112. Шеллинг Ф. Сочинения в 2-х т. М., Мысль 1987-1989.

113. Шестов Л. Афины и Иерусалим //Соч. в 2-х томах. Т. I, М., 1993.

114. Шлейермахер Ф. Речи о религии. Монологи. М.-К., 1994.

115. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. Соч. в 6 томах, т I-II, М., 2001.

116. Шпенглер О. Закат Европы: очерки по морфологии мировой истории. Т I-II, М., 1998.

117. Экхарт М. Об отрешённости. М-СПб., 2001.

118. Энгельс Ф. Л. Фейербах и конец классической немецкой философии// Маркс К. и Энгельс

Ф., соч.Т. 21. М., 1975.

119. Энгельс Ф. Диалектика природы// Маркс К. и Энгельс Ф., соч.Т.20. М., 1975.

120. Юм Давид. Трактат о человеческой природе. СПб., 2001.

121. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.



122. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.
Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:

  1. Баева Л.В. «Философия: электронный учебник для вузов» АГУ, 2009_

  2. Национальная философская энциклопедия http://terme.ru/

  3. Философский портал http://www.philosophy.ru

  4. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование»

  1. http://www.humanities.edu.ru

  1. Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/

  2. Портал «Философия online» http://phenomen.ru/

  3. Электронная библиотека по философии: http://filosof.historic.ru

  4. Электронная гуманитарная библиотека http://www.gumfak.ru/

  5. Britannica - www.britannica.com

  6. Stanford Encyclopedia of Philosophy http://plato.stanford.edu/



Достарыңызбен бөлісу:


©netrefs.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет