Утверждена



Дата15.08.2020
өлшемі95.5 Kb.
түріПротокол

РАЗРАБОТАНА


УТВЕРЖДЕНА

кафедрой общей и

когнитивной психологии




Ученым советом

факультета психологии




Протокол № 5 от 12.01.2017 г.

Протокол № 5 от 12.01.2017 г.



ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНОГО ИСПЫТАНИЯ
для поступающих на обучение по программам подготовки

научно-педагогических кадров в аспирантуре в 2017 году

Направление подготовки 37.06.01 «Психологические науки»
Профиль подготовки «Психология развития, акмеология»

Астрахань – 2017



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В данной программе представлены вопросы для поступающих на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре по направлению подготовки «Психологические науки» (профиль – «Психология развития, акмеология»). Поступающие на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сдают вступительные испытания в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (уровень специалиста или магистра).

Список вопросов отражает перечень основных тем дисциплины «Психология развития» и даёт возможность оценить качество знаний поступающих в аспирантуру по данной специальности.

Данное вступительное испытание является квалификационным устным собеседованием. Перед началом собеседования в индивидуальном порядке абитуриенты выбирают билет, сообщая его номер секретарю экзаменационной комиссии. Время, отводимое на подготовку к устному ответу, для каждого поступающего не должно превышать 40 минут. При подготовке к устному ответу абитуриент получает экзаменационный лист, на котором он должен изложить ответы на вопросы собеседования, заверив его своей подписью. На устный ответ каждого поступающего отводится по 10 минут. Ответ каждого абитуриента оценивается по пятибалльной системе в соответствии с указанными ниже критериями оценивания. Решение о выставлении оценки принимается простым голосованием после ответов всех поступающих.
Библиографический список (основная литература)


  1. Акмеология : учебник / под общ. ред. А. А. Деркача. – М., 2002.

2. Возрастная и педагогическая психология. Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. М.: Педагогическое общество России, 2003 - 512 с. Учебное пособие, написанное известными отечественными психологами.

3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. – М., 1998.



4. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, П86 Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с.: ил.

Основные критерии оценивания ответа поступающего в аспирантуру


  • умение продемонстрировать знание теорий развития психологической науки;

  • знание современных тенденций развития психики растущего человека;

  • способность системного мышления, обобщения источников по теме ответа в единую картину;

  • ответы на поставленные вопросы должны отражать знания абитуриента, полученные им не только из лекционных курсов и одного (основного, рекомендованного) учебника или учебного пособия, но и из дополнительных источников в ходе предыдущего обучения и при подготовке к вступительному собеседованию;

  • умение самостоятельно мыслить (как цель собеседования для поступающих), а не только воспроизводить существующие теории и концепции;

  • ответ должен содержать конкретные содержательные выводы, в которых кратко, лаконично обобщается и «кристаллизуется» суть рассмотренного вопроса.


Критерии оценивания уровня знаний
Правильное использование научной терминологии, глубокое знание основных и дополнительных источников, наличие частных выводов по вопросам; ответ на все вопросы экзаменационного билета и дополнительные вопросы в соответствии с требованиями.

5 – «отлично»: правильное использование научной терминологии; глубокое знание основных и дополнительных источников, наличие частных выводов по вопросам; ответ на все вопросы экзаменационного билета, частичный ответ на поставленные дополнительные вопросы.

4 – «хорошо»: более 50 % критериев выполнены, более 50 % целей достигнуто, при наличии ответов на все вопросы экзаменационного билета. При частичном, не полном ответе на поставленные дополнительные вопросы.

3 – «удовлетворительно»: знание основных положений заданной темы; ошибки при изложении материала; менее 50 % ответов на вопросы собеседования верные.

2 – «неудовлетворительно»: ответ на вопрос билета (экзаменатора) неверный или отсутствует.
Перечень вопросов к вступительному испытанию


  1. Предмет психологии и его трактовки в истории психологии.

  2. Психология и смежные с ней науки.

  3. Психология развития как наука. Предмет, объект, актуальные проблемы.

  4. Философские основы, методологические принципы и методы психологии развития.

  5. Категориально-понятийный аппарат психологии развития.

  6. Фундаментальные и прикладные области психологии развития.

  7. Связь психологии развития с другими психологическими науками.

  8. Психика: основные определения.

  9. Основные структурные составляющие психики.

  10. Методы исследования в психологии развития.

  11. Личность в психологии. Стратегии жизни, цели, ценности, отношения.

  12. Психологическое понятие личности: субъект деятельности и индивидуальность.

  13. Социализация и индивидуализация в развитии личности.

  14. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности.

  15. Мотивационная система личности.

  16. Сущность ролевого поведения личности.

  17. Взаимосвязь между «Я» личности и личностными ролями.

  18. Волевая регуляция поведения личности.

  19. Самооценка и самопознание личности.

  20. Периодизация развития личности.

  21. Психические процессы, свойства и состояния.

  22. Активность познавательного отражения действительности.

  23. Развитие человека в коллективе, организации и системах управления.

  24. Профессионализм и возраст. Их соотношение в разных профессиях.

  25. Психология творческой деятельности.

  26. Психология творческого мышления.

  27. Мотивы трудовой деятельности.


Содержание программы
Тема 1. Общее представление о психологии как науке

Описательные характеристики психических явлений. Общее представление об объекте и предмете психологии.

Отрасли психологии. Место психологии в системе наук. Психология как естественнонаучная и гуманитарная дисциплина.

Психологическая наука и психологическая практика, проблемы соотношения.

Общее представление о методах психологии (наблюдение, эксперимент, их виды в психологии, психодиагностические тесты, анализ продуктов человеческой деятельности, другие методы).
Тема 2. Историческое введение в психологию

Необходимость введения в античной философии понятия души для объяснения ряда явлений психической жизни. Представления о душе в философии Платона и Аристотеля.

Предпосылки возникновения психологии как науки о сознании.

Проблема неосознаваемых процессов в психологии. Роль З. Фрейда в разработке проблемы бессознательного в психоанализе.

Поведение как предмет психологии в бихевиоризме и необихевиоризме.

Целостный подход в психологии. Возникновение Берлинской школы гештальтпсихологии.

Идиографический и номотетический подходы в современной психологии. Гуманистическая психология, основные представители и идеи. Номотетический подход в современной когнитивной психологии.

Проблема социальной обусловленности сознания во французской социологической школе. Культурно-исторический подход в психологии (Л.С. Выготский). Историческое развитие познавательных процессов в работах А.Р. Лурии.

Деятельностный подход в психологии.
Тема 3. Возникновение и развитие психики в филогенезе

Психика и отражение. Проблема возникновения психики в эволюции. Порождение психики в деятельности субъекта и ее функции в ней (А.Н. Леонтьев, П.Я. Гальперин). Проблема субъективных и объективных критериев психического. Психика как ориентировочная «часть» (функция) деятельности субъекта.

Этапы психического развития в филогенезе по А.Н. Леонтьеву: сенсорная психика, перцептивная психика, стадия интеллекта. Роль психики в эволюции животного мира (А.Н. Северцов). Современные представления о периодизации развития психики в филогенезе (К.Э. Фабри).

Основные отличия психики человека от психики животных, их обусловленность качественными различиями между деятельностью человека и деятельностью животных. Социокультурная обусловленность потребностей и мотивов человека. Психика человека и сознание человека: соотношение между ними. Неосознаваемые процессы в психике человека.

Две ипостаси психики (сознания) человека: психика (сознание) как деятельность и психика (сознание) как образ (А.Н. Леонтьев), их возможное соотношение.
Тема 4. Философские основы, историко-научные предпосылки и этапы психологии развития

Латентный период зарождения проблематики психологии развития в недрах философии. Система философских категорий, анализирующих развитие.

Система научно-психологических понятий, характеризующих развитие.

Номинативный период становления психологии развития во взаимодействии со смежными науками о человеке: генетической, социальной, возрастной и педагогической психологией, а также с педагогией, акмеологией, геронтологией.

Системный период оформления психологии развития в самостоятельную дисциплину современного человекознания в конце XX века. Связи психологии развития с другими отраслями современной психологической науки.
Тема 5. Методологический статус психологии развития как научной и учебной дисциплины

Специфика психологии развития как современной комплексной науки, изучающей «человека развивающегося» в жизнедеятельности, в социуме и в профессии. Объект, предмет и методы психологии развития.

Структура психологии развития как науки, изучающей возрастной, образовательный, профессиональный, деятельностный, личностный, культуральный и рефлексивный аспекты развития человека как личности и субъекта жизнедеятельности.

Сущность психологии развития как комплексной науки, интегрирующей достижения современного человекознания о «человеке развивающемся». Специфика психологии развития как учебной дисциплины образовательно-технологического типа.

Сущность психологии развития как области науки, возникшей на стыке ряда психологических наук, а также наук о человеке.
Тема 6. Проблемы и направления психологии развития в ее взаимосвязи со смежными науками

Природа психического развития и эволюционная психология. Антропогенез и историческая психология. Социогенез и политическая психология.

Биологическое и социальное в психологии развития. Онтогенез и возрастная психология. Патогенез и патопсихология. Нормогенез и педагогическая психология.

Персоногенез и психология личности. Автогенез и психология индивидуальности. Профессиогенез и психология труда. Креативогенез и психология творчества. Системогенез и психология управления.

Психология развития во взаимодействия с педологией, акмеологией и геронтологией.

Направления и аспекты исследования психологии развития: возрастной план, функциональный, образовательный, профессиональный.


Тема 7. Психическое развитие личности

Человек как индивид, субъект, личность, индивидуальность. Движущие силы и детерминанты психического развития. Предпосылки развития личности и ее интегральные характеристики: способности, темперамент, характер. Возрастные особенности, кризисы и сензитивные периоды психического развития человека. Жизненная среда и зона ближайшего развития личности. Возрастная периодизация развития человека. Формирование «Я-концепции». Этапы и закономерности развития личности, становление индивидуальности. Развитие личности в процессе общения. Интеграция личности в социальные группы. Ориентация на референтную группу. Социально-нормативное и отклоняющееся поведение личности в социальном взаимодействии. Асоциальное и сверхнормативное поведение как два полюса социального репертуара поведения личности. Свобода выбора и личностное самоопределение человека. Стратегии жизни и социальное мышление личности. Личностная самоактуализация человека. Деятельностная реализация личности. Саморазвитие и творческий потенциал личности.


Тема 8. Личность в социогенезе. Социализация личности.

Личность и социальная группа. Общая характеристика понятий «социальная роль», «социальная группа», «социальный статус». Положение об общественных функциях-ролях и их месте в структуре личности. Ролевые теории личности и их критика. Самопрезентация личности окружающим и ее психологическая функция.

Социализация личности. Роль и место социализации в развитии личности. Биологический контекст социализации. Этнокультурный контекст социализации. Классовый контекст социализации. Основные факторы успешной социализации.

Деятельностный план социализации. Социализация в сфере общения. Социализация и самосознание личности. Механизмы и динамика социализации. Явление ресоциализации. Психологические эффекты социализации.


Тема 9. Профессионализация личности

Профессиональная социализация как одна из составляющих общесоциализационного процесса. Содержание профессиональной социализации. Динамика, институты и механизмы профессиональной социализации. Фигура профессионального социализатора. Этнокультурный аспект профессиональной социализации. Основные эффекты профессиональной социализации.


Тема 10. Персоногенез личности: индивидуальность личности и ее жизненный путь

Личность как субъект регуляции деятельности. Личностный смысл и смысловая регуляция деятельности личности. Роль мотивации и эмоций в смыслообразовании. Волевая регуляция деятельности и ее смысловая природа. Жизненная стратегия и жизненная позиция личности. Организация личностью времени своей жизни.

Структура «Я» и ее исследование в разных направлениях психологии. Положение Джемса о существовании трех компонентов эмпирического «Я»: физическая личность, социальная личность и духовная личность. Разработка представлений о структуре «Я». Самосознание, самооценка и самоуважение. Строение и формирование самоотношения. Эгоизм и альтруизм. Диалогическая природа «Я» (М. Бахтин, М. Бубер, Л.С. Выготский).
Тема 11. Психология потребностей и мотивации

Основные проблемы и понятия психологии мотивации. Потребность как универсальное свойство живых систем и как основа процессов мотивации. Общая организация мотивационной сферы. Историческая природа потребностей человека. Мотивы и установки. Потребности и эмоции.

Проблема мотивации в психологии деятельности. Специфика мотивационной сферы человека. Основные этапы развития мотивационной сферы человека. Понятия ведущей деятельности и ведущей мотивации. Мотивационная сфера личности.

Основные подходы к изучению мотивации.

Результаты исследований мотивации труда и учебной деятельности. Изучение в современной экспериментальной психологии мотивов достижения, аффиляции, помощи, власти, агрессии. Влияние мотивации на продуктивность и качество деятельности.
Тема 12. Акмеологический подход к развитию личности

Личность в предмете акмеологии. Понятие «акме» и достижение личностью высших уровней своего развития. Критерии высших уровней развития – понятие субъекта, зрелости и самореализации, самовыражения и самосовершенствования личности.

Прогрессивные и регрессивные формы развития личности и представление о психолого-акмеологическом содействии развитию личности.

Подходы и принципы диагностики и прогноза уровня развития личности.

Соотношение понятий «индивид», «индивидуальность», «личность», «субъект» в психологии и акмеологии.
Тема 13. Профессионализация развития человека

Профессиональная стратификация общества как инерциальное поле социализации взрослого человека. Предпрофессиональный, внутрипрофессиональный и постпрофессиональный периоды развития человека. Этапы становления профессионализма и развитие карьеры. Человек в мире профессий и профессиональное самоопределение личности. Социальная самореализация и профессиональное образование личности. Профессиональная направленность личности и профессиональная готовность к социальной деятельности. Профессиональный рост и профессиональная мобильность. Профессиональное развитие и формирование профессионального мастерства. Рефлексия над деятельностью и профессиональное самосовершенствование. Профессиональное саморазвитие и социальное творчество. Психологические новообразования и социальные инновации. Рефлексия над социальными условиями и инфраструктурой деятельности в организациях и оптимизация управления. Профессиональная подготовка и принятие управленческих решений. Профессиональная рефлексия и профессиональная культура.


Тема 14. Методы психологии развития и развивающие психотехнологии

Типы методов современной психологии развития: исследовательские, диагностические, обучающие, консультационные, коррекционные развивающие. Функции исследовательских, диагностических, обучающих, консультационных, коррекционных, развивающих методов.



Диалогические и групповые методы и интенсивно-игровые развивающие психотехнологии. Социально-психологические тренинги компетентности общения. Рефлексивно-инновационные тренинги. Методы игрорефлексики развития творческого потенциала личности в группе.
Рекомендуемая дополнительная литература


  1. Абульханова К.А. Стратегия жизни. – М., 1991.

  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. – М., 1995.

  3. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М., 1976.

  4. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа личности. – М., 2001.

  5. Баранов П.В., Сазонов Б.В. Игровая форма развития коммуникаций, мышления, деятельности. – М., 1989.

  6. Бердяев Н.А. О назначении человека. – М., 1993.

  7. Бернс Р. Развитие Я-концепции и воспитание. – М., 1976.

  8. Бехтерев В.М. Мозг: структура, функции, патология, потника. Избранные труды в 2-х томах / Под ред. А.Г. Чучалина. – М., 1994.

  9. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристика и условия достижения. – М., 1998.

  10. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. – М. 1995.

  11. Бурменская Г.В., Карабанова О.С., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование проблем психического развития детей. – М., 1990.

  12. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков / Г.В. Бурменская, Е.И. Захарова, О.А.Карабанова и др. – М., 2002.

  13. Воспитание как социокультурный феномен / Под ред. Г.Н. Филонова. – М,, 2003.

  14. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка // Вопросы психологии. – 1966. – № 6.

  15. Выготский Л.С. История развития высших психических функций // Собр. соч.: в 6 т. – М., 1984. – Т. 3.

  16. Выготский Л.С. Мышление и речь // Собр. соч.: в 6 т. – М., 1984. – Т. 2.

  17. Выготский Л.С. Орудие и знак в развитии ребенка // Собр. соч.: в 6 т. – М., 1984. – Т. 6.

  18. Выготский Л.С. Проблема возраста // Собр. соч.: в 6 т. – М., 1984. – Т. 4.

  19. Гальперин П.Я. Введение в психологию. – М., 1972.

  20. Гальперин П.Я. Метод «срезов» и метод поэтапного формирования в исследовании детского мышления // Вопросы психологии. – 1966. – № 4.

  21. Годдфруа Ж. Что такое психология: в 2 т. – М., 1991. – Т. 2.

  22. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. – М., 1986.

  23. Деркач А.А. Акмеологические основы развития профессионала. – М., 2004.

  24. Деркач А.А. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. – М., 2000.

  25. Дети, лишенные родительского попечительства. Хрестоматия. / Под ред. В.С. Мухиной. – М., 1991.

  26. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1991.

  27. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. – М., 1997.

  28. Жан Пиаже: теория, эксперимент, дискуссии / Под ред. Л.Ф. Обуховой и Г.В. Бурменской. – М., 2001.

  29. Зейгарник Б.В., Братусь Б.С. Очерки по психологии аномального развития личности. – М.,1980.

  30. Зимняя И.А. Педагогическая психология. – М., 2002.

  31. Зинченко В.П., Моргунов Е.Б. Человек развивающийся. Очерки российской психологии. – М 1994.

  32. Исследование проблем психологии творчества. – М., 1983.

  33. Кле М. Психология подростка. Психосексуальное развитие. – М., 1991.

  34. Климов Е.А. Введение в психологию труда. – М., 1998.

  35. Коваль Н.А. Психология духовности личности: монография. – Тамбов, 1996.

  36. Кон И.С. Психология ранней юности. – М., 1989.

  37. Кон И.С. Ребенок и общество. – М., 1988.

  38. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. – М., 1991.

  39. Крайг Г. Психология развития. – СПб., 2000.

  40. Краснова О.В., Лидерс А.Г. Социальная психология старости. – М., 2002.

  41. Крейн У. Теории развития. Секреты формирования личности. – 5-е междунар. изд-е. – СПб.,2002.

  42. Кузьмина Н.В., Реан А.А. Профессионализм педагогической деятельности. – Рыбинск. 1993.

  43. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1963.

  44. Леонтьев Д.А. Психология смысла. – М., 1999.

  45. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М – Воронеж, 1997.

  46. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

  47. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. – М., 1991.

  48. Лурия А.Р. Историческое развитие познавательных процессов. – М., 1972.

  49. Мамардашвили М.К. Эстетика мышления. – М., 2001.

  50. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996.

  51. Маслоу А. Мотивация и личность. – М., 1998.

  52. Матейко А. Условия творческого труда. – М., 1976.

  53. Мид М. Культура и мир детства. – М., 1988.

  54. Моргун В.Ф., Ткачева Н.Ю. Проблема периодизации развития личности в психологии. – М., 1981.

  55. Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6–7 лет. – М., 1992.

  56. Обухова Л.Ф. Детская психология. – М., 1995.

  57. Обухова Л.Ф. Концепция Ж. Пиаже: за и против. – М., 1981.

  58. Общая и прикладная акмеология / под ред. А.А. Деркача. – М., 2001.

  59. Петровский А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М., 1982.

  60. Подольский А.И. Становление познавательного действия: научная абстракция и реальность. – М., 1987.

  61. Проблемы профессиональной социализации личности. – М., 1999.

  62. Психическое развитие младших школьников / под ред. В.В. Давыдова. – М., 1990.

  63. Психологический возраст личности в трудах отечественных психологов / сост. Л.В. Куликов. – СПб., 2000.

  64. Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная. – М., 1990.

  65. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания / под ред. Л.А. Венгера. – М., 1986.

  66. Развитие психофизиологических функции взрослых людей / под ред. Б.Г. Ананьева, Е.И. Степанова. – М., 1977.

  67. Развитие творческой активности школьников / под ред. А.М. Матюшкина. – М., 1991.

  68. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб., 2000.

  69. Реан А.А., Коломинский Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 2000.

  70. Роджерс Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994.

  71. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. – М., 1989.

  72. Рудестам Н. Групповая психотерапия. Психокоррекция группы: теория и практика. – М., 1990.

  73. Сластенин В.А., Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность – М., 1997.

  74. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – М., 1996.

  75. Толстых А. Возрасты жизни. – М., 1988.

  76. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности. – М., 1996.

  77. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1987.

  78. Формирование личности старшеклассника / под ред. И.В. Дубровиной. – М., 1989.

  79. Франкл В. Человек в поисках смысла. – М., 1990.

  80. Холл К.С., Линдсей Г. Теории личности. – М., 1997.

  81. Хрестоматия по возрастной психологии. Ч. 1 / под ред. О.А. Карабановой, А.И. Подольского, Г.В. Бурменской. – М., 1999.

  82. Хрестоматия по детской психологии / под ред. Г.В. Бурменской. – М., 1996.

  83. Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. – СПб., 1997.

  84. Цукерман Г.А., Мастеров Б.М. Психология саморазвития. – М., 1995.

  85. Человек как субъект культуры / отв. ред. Э.В. Сайко. – М., 2002.

  86. Шадриков В.Д. Проблема системогенеза профессиональной деятельности. – М., 1982.

  87. Эльконин В.Д. Введение в психологию развития. – М., 1995.

  88. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. – М., 1989,

  89. Эльконин Д.Б. Психология игры. – М., 1978.

  90. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996.

  91. Ярошевский М.Г., Анцыферова Л.И. История и современное состояние зарубежной психологии. – М., 1976.




Достарыңызбен бөлісу:


©netrefs.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет