Учебно-методический комплекс по дисциплине «Внешнеэкономическая деятельность» разрабатывается для студентов специальности «Менеджмент организации»



бет1/4
Дата24.05.2020
өлшемі247 Kb.
түріУчебно-методический комплекс
  1   2   3   4
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ФИЛИАЛ

УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)

ЧАСТЬ 1
ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОРГАНИЗАЦИЙ (ПРЕДПРИЯТИЙ)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
по направлениям: - 080500 «Менеджмент»

по специальности: - 080507 Менеджмент организации

Калининград 2010 г.

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дисциплина «Внешнеэкономическая деятельность организаций (предприятий)» - это первая часть дисциплины «управление внешнеэкономической деятельностью организаций (предприятий)», которая изучается в 9 семестре.


1.1. Цели и задачи курса

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Внешнеэкономическая

деятельность» разрабатывается для студентов специальности «Менеджмент организации»

Основная цель курса – формирование целостной системы знаний в области

внешнеэкономической деятельности и внешнеэкономических связей, а также

практических навыков в сфере организации и управлении ВЭД на разных уровнях

экономики.



Задачи изучения дисциплины:

- получить представление об особенностях экономических отношений в сфере

внешнеэкономической деятельности хозяйствующих субъектов с зарубежными

организациями и фирмами,

- понять преимущества и риски различных форм внешнеэкономических связей,

- знать законодательные и нормативные документы, регулирующие внешнеэкономическую деятельность,

- освоить формы и методы управления внешнеэкономической деятельностью, этапы разработки стратегии на внешних рынках.



1.2 Место дисциплины в образовательной программе

Изучение дисциплины предполагает знание студентами структуры мировой экономики, тенденций её развития, умения оценивать конкурентоспособность товаров, понимания закономерностей функционирования международных валютных отношений, владения технологией стратегического маркетингового анализа.



1.3. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студент должен:



иметь представление:

- о взаимосвязи ВЭС страны и ВЭД предприятия;

- о контрагентах на мировом рынке и принципах их подбора;

знать:

- структуру планов предприятия;

- виды и показатели планирования ВЭД предприятия;

- классификацию фирм, действующих на мировом рынке;

- характеристику основных источников информации при изучении зарубежных фирм;

- формы оферты и ее содержание;

- классификацию внешнеторговых сделок;

- виды сделок купли-продажи товаров, оказания услуг, торговли научно-технической продукцией;

- структуру договора международной купли-продажи товаров, содержание его статей;

- валютно-финансовые условия международных контрактов;

- организационно-правовую основу валютного регулирования и валютного контроля;

- систему валютного регулирования и контроля в РФ;

- сущность и инструменты валютного регулирования.

уметь:

- разрабатывать стратегии;

- составлять досье на фирму;

- оценивать результаты деятельности контрагента;

- организовывать торговлю сырьевыми товарами, готовой продукцией, услугами,

результатами интеллектуальной деятельности, информацией, выполнение работ во

внешнеэкономической деятельности предприятия;

- составлять контракты купли-продажи.



1.4. Формы контроля знаний студентов

  • Текущий контроль: посещение лекций и практических занятий.

  • Промежуточный контроль: после завершения аудиторных занятий студенты пишут контрольную работу по предложенной тематике. Работа сдаётся на проверку до начала сессии, её успешное выполнение является условием допуска к зачёту.

  • Итоговый контроль: в соответствии с графиком сессии студенты сдают зачёт по предмету .

2. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


п/п

Наименование темы

Общее количе-ство часов



Количество аудиторных часов

Кол-во часов на сам. рабо-ту

Лек-ции

Семи-нары

Всего

1

Организация

внешнеэкономической деятельности на

предприятии


15

1

1

2

13

2

Особенности различных типов

внешнеторговых операций




15

1

1

2

13

3

Валютное регулирование ВЭД

предприятия




15

1

1

2

13

4

Особенности регистрации и

деятельности коммерческих

предприятий с иностранными инвестициями


15

1

1

2

13

Итого часов

60

4

4

8

52


3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1 Темы и основное содержание лекций

Тема 1. Организация внешнеэкономической деятельности на предприятии

Взаимосвязь ВЭС страны и ВЭД предприятия. ВЭД как составная часть

производственной и коммерческой деятельности предприятия. Предприятие как основное звено внешнеэкономической сферы страны.

Варианты организационных структур управления ВЭД на уровне предприятия.

Самоокупаемость и самофинансирование – принципы внешнеэкономической деятельности предприятия.

Понятие и содержание планирования ВЭД предприятия. Структура планов

предприятия. Виды и показатели планирования ВЭД предприятия. Управление



повышением эффективности ВЭД на предприятии. Работа предприятия по выходу на внешний рынок. Разработка стратегий. Роль подготовительной работы по заключению внешнеторговых сделок в повышении их эффективности.

Тема 2. Особенности различных типов внешнеторговых операций

Понятие внешнеторговой сделки. Классификация внешнеторговых сделок. Виды сделок купли-продажи товаров, оказания услуг, торговли научно-технической продукцией.

Организация торговли сырьевыми товарами, готовой продукцией, услугами, результатами интеллектуальной деятельности, информацией, выполнение работ во внешнеэкономической деятельности предприятия.

Экспортные, импортные, реэкспортные и реимпортные сделки. Сделки встречной торговли. Классические товарообменные сделки. Бартер и его разновидности.

Компенсационные сделки. Цели товарообменных операций. Недостатки международного бартера.

Прямые сделки. Косвенные сделки. Посреднические операции. Виды посредников во внешнеэкономической деятельности.

Тема 3. Валютное регулирование ВЭД предприятия
Организационно-правовая основа валютного регулирования и валютного контроля. Основные цели регулирования ВЭД. Валютный рынок, структура валютного рынка РФ.

Содержание валютного законодательства. Система валютного регулирования и контроля в РФ. Сущность и инструменты валютного регулирования.

Уполномоченные банки, как агенты валютного контроля в России. Российские

участники внутреннего валютного рынка. Источниками валютных средств.

Валютный контроль при экспортно-импортных операциях. Понятие паспорта сделок и его оформление.
Тема 4. Особенности регистрации и деятельности коммерческих предприятий с иностранными инвестициями

Необходимость привлечения иностранных инвестиций в РФ. Каталог разрешенной деятельности для иностранных инвесторов. Ограничиваемые отрасли для иностранных инвесторов. Запрещенная деятельность для иностранных инвесторов.

Предприятие с участием иностранного капитала. Законодательная основа

деятельности предприятий с иностранным капиталом. Порядок формирования учредительных документов. Источники формирования Уставного капитала. Порядок регистрации.

Новые формы внешнеэкономического сотрудничества предприятий. Роль и

значение создание предприятий с иностранным капиталом. Совместные предприятия.

Правовое и экономическое обеспечение. Порядок создания, организационно-

экономический механизм их функционирования. Этапы создания СП. Предприятия со 100% иностранным капиталом.


3.2. Содержание семинарских занятий

Тема 1. Организация внешнеэкономической деятельности на предприятии.

1. Предприятие как основное звено внешнеэкономической сферы страны.

2. Управление ВЭД на уровне предприятия.

3. Стратегические решения во внешнеэкономической деятельности.

4. Международная сегментация. Выбор целевого рынка для ВЭД.

5. Стратегии проникновения на внешние рынки.

6. Понятие и содержание планирования ВЭД предприятия.

7. Контроль и оценка эффективности внешнеэкономической деятельности.



Тема 2. Особенности различных типов внешнеторговых операций

1. Понятие внешнеторговой сделки.

2. Классификация внешнеторговых сделок.

3. Особенности торговли сырьевой продукцией, готовой продукцией, услугами и

работами, продуктами интеллектуальной собственности, информацией.

4. Экспортные, импортные, реэкспортные и реимпортные операции. Встречная торговля.

5. Виды посреднических операций.

Тема 3. Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия

1. Валютное регулирование и валютный контроль.

2. Порядок продажи и покупки иностранной валюты на территории РФ.

3. Валютный контроль экспортных и импортных операций в РФ. Понятие паспорта

сделок.

4. Порядок оформления Паспорта сделки.


Тема 4. Особенности регистрации и деятельности коммерческих предприятий с иностранными инвестициями

1. Новые формы внешнеэкономического сотрудничества предприятий.

2. Цель создания предприятий с иностранными инвестициями

3. Порядок формирования учредительных документов. Порядок регистрации ПИИ.

4. Состояние инвестиционной деятельности в Калининградской области.

5. Механизм особой экономической зоны в Калининградской области


4. ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Тема

Задания

Кол-во часов

Вид контроля

Тема 1. Организация внешнеэкономической деятельности на предприятии.


1. Изучить главы учебника по теме

2. Ответить на вопросы к практическому занятию

3. Выполнить задание для самопроверки


13

Экспресс-опрос на занятии.

Проверка контрольной работы

Диагностика знаний на зачёте


Тема 2. Особенности различных типов внешнеторговых операций


1. Изучить главы учебника по теме

2. Ответить на вопросы к практическому занятию

3. Выполнить задание для самопроверки


13

Экспресс-опрос на занятии.

Проверка

контрольной работы

Диагностика знаний на зачёте



Тема 3. Валютное регулирование внешнеэкономической деятельности предприятия


1. Изучить главы учебника по теме

2. Ответить на вопросы к практическому занятию

3. Выполнить задание для самопроверки


13

Экспресс-опрос на занятии.

Проверка


контрольной работы

Диагностика знаний на зачёте



Тема 4. Особенности регистрации и деятельности коммерческих предприятий с иностранными инвестициями


1. Изучить главы учебника по теме

2. Ответить на вопросы к практическому занятию

3. Выполнить задание для самопроверки


13

Экспресс-опрос на занятии.

Проверка контрольной работы

Диагностика знаний на зачёте




4.1 Задание для самопроверки знаний

При выполнении задания необходимо установить соответствие ключевых терминов и предложенных определений



ВАРИАНТ №1
Ключевые термины

1. Мировые цены

2. Протекционизм

3. Экспортная субсидия

4. Многонациональные предприятия

5. Транснациональная корпорация (ТНК)

6. Франчайзинг

7. Сертификат качества

8. Экспортная и импортная лицензии

9. Брокер

10. Связанный лизинг

11. Лизинг закрытого типа

12. Международный лизинг

13. Дисконт

14. Ставка дисконтирования

15. Демпинг

16. Диверсификация ВЭД

17. Жизненный цикл товара

18. Имидж в ВЭД

19. Информационное обеспечение систем маркетинга

20. Исследование рынка
Определения
А) вид товарной стратегии, в соответствии с которой предприятие расширяет число производимых продуктов или видов производств.

Б) документы, выдаваемые специальными государственными органами при наличии в стране контроля над ввозом и вывозом конкретных товаров и содержащие разрешение на экспорт (импорт) указанных в них товаров в течение определенного времени.

В) количественный и качественный анализ одного или совокупности рянков для получения информации о потенциале, емкости рынка, характеристик конкурентной среды, ценах

Г) компания, основанная на акционерном капитале, осуществляющая прямое зарубежное инвестирование.

Д) лизинговая сделка, которая предусматривает оказание множества дополнительных услуг (по обслуживанию, страхованию, уплате налогов) со стороны лизингодателя, стоимость которых включается в лизинговые платежи.

Е) период времени, отражающий основные этапы развития товара с момента его разработки до этапа упадка продаж на рынке.

Ж) предприятия, осуществляющие производственные операции за рубежом.

З) продажа товара по ценам значительно ниже среднего рыночного уровня.

И) процентная ставка, на основе которой стоимость будущих денежных потоков приводится к оценке настоящего времени.

К) процесс получения, обработки и систематизации данных и превращение их в готовую к употреблению информацию

Л) репутация товара, товарной марки, предприятия, страны-изготовителя.

М) свидетельство, удостоверяющее качество поставленного товара, его соответствие условиям контракта.

Н) сделка, в которой не предусмотрено предоставление права лизингополучателю купить оборудование, транспортное средство и др. или продлить соглашение по истечению первичного срока аренды.

О) сделка, при которой лизингодатель и лизингополучатель расположены в разных странах и подвержены различной государственной юрисдикции.

П) скидка с цены товара; определение текущей цены товара, который будет иметь определенную стоимость на определенную дату в будущем.

Р) сумма денег, выплачиваемая фирме или индивидуальному предпринимателю, которые вывозят товар на экспорт

С) физическое лицо или компания, которые сводят заинтересованные в коммерческой сделке стороны за комиссионное вознаграждение.

Т) форма отношений и хозяйственной интеграции крупного и малого бизнеса, заключающаяся в предоставлении крупной компанией (франчайзером) права выступать под своей торговой маркой малой компании.

У) цены реализации товаров и услуг на мировом рынке.

Ф) экономическая политика государства, направленная на поощрение собственных товаропроизводителей, защиту их интересов от иностранной конкуренции на внутреннем и внешнем рынках.


ВАРИАНТ № 2
Ключевые термины

1. Качество в ВЭД

2. Конкурентная карта рынка

3. Конкурентоспособность товара

4. Концепция маркетинга

5. Логистика

6. Методы ценообразования

7. Разработка нового продукта

8. Сегмент рынка

9. Товар

10. Спрос

11. Эффективность рекламы

12. Акцизы

13. Арбитраж

14. Арбитражная оговорка

15. Базисная цена

16. Бартерная сделка

17. Безопасность товара

18. Беспошлинный ввоз

19. Внешнеторговая деятельность

20. Ноу-хау

Определения
А) ввоз в страну товаров и иных предметов без обложения их таможенными пошлинами.

Б) вид внешнеторговых сделок, при которых взаимный обмен продукцией осуществляется без денежной оплаты.

В) классификация конкурентов по занимаемой ими позиции на рынке.

Г) косвенные налоги на ряд товаров при экспорте или импорте, начисляемые на основе таможенной стоимости товаров и транспортных средств, включаемые в цену товара и оплачиваемые покупателем.

Д) методы, используемые при формировании цен на продукты и услуги. Различают три метода, основанные на: 1) издержках, 2) линии покупателей и 3) ценах конкурентов.

Е) непатентованное научно-техническое достижение и производственный опыт конфиденциального характера

Ж) орган или процедура разрешения коммерческих и имущественных споров.

З) постоянно меняющаяся совокупная общественная потребность в различных товарах, услугах.

И) предпринимательская деятельность в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией, результатами интеллектуальной деятельности

К) продукт, реализуемый на рынке.

Л) процесс создания оригинальных, улучшенных и модифицированных продуктов на базе проведения предприятием НИОКР своими силами.

М) совокупность качественных и стоимостных характеристик товара, обеспечивающая его преимущество на рынке перед товарами-конкурентами.

Н) совокупность методологии, теории, методов и способов оптимизации перемещения всех видов продуктов и потоков в сфере производства и обращения товаров.

О) совокупность потребителей, одинаково реагирующих на один и тот же предлагаемый продукт.

П) совокупность свойств товара, определяющих его способность удовлетворять конкретные потребности потребителей.

Р) содержащаяся в условиях договора оговорка, предусматривающая, что возможные споры между сторонами должны разрешаться арбитражным путем.

С) соответствие товара требованиям, направленным на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, предотвращение причинения вреда имуществу потребителя.

Т) степень воздействия рекламный средств на потребителей в интересах производителя или посредника..

У) философия организации предпринимательства, система основных идей, положений и инструментария маркетинговой деятельности.

Ф) цена для определенного сорта или качества товара, согласованная сторонами в сделке купли-продажи.


5. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЮ

Изучив глубоко содержание учебной дисциплины, целесообразно разработать матрицу наиболее предпочтительных методов обучения и форм самостоятельной работы студентов, адекватных видам лекционных и семинарских занятий.

2. Необходимо предусмотреть развитие форм самостоятельной работы, выводя студентов к завершению изучения учебной дисциплины на её высший уровень.

3. Пакет заданий для самостоятельной работы следует выдавать в начале семестра, определив предельные сроки их выполнения и сдачи. Задания для самостоятельной работы желательно составлять из обязательной и факультативной частей.



  1. Организуя самостоятельную работу, необходимо постоянно обучать студентов методам такой работы.

  2. Вузовская лекция – главное звено дидактического цикла обучения. Её цель – формирование у студентов ориентировочной основы для последующего усвоения материала методом самостоятельной работы. Содержание лекции должно отвечать следующим дидактическим требованиям:

  • изложение материала от простого к сложному, от известного к неизвестному;

  • логичность, четкость и ясность в изложении материала;

  • возможность проблемного изложения, дискуссии, диалога с целью активизации деятельности студентов;

  • опора смысловой части лекции на подлинные факты, события, явления, статистические данные;

  • тесная связь теоретических положений и выводов с практикой и будущей профессиональной деятельностью студентов.

Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.

6. Семинар проводится по узловым и наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы. Он может быть построен как на материале одной лекции, так и на содержании обзорной лекции, а также по определённой теме без чтения предварительной лекции. Главная и определяющая особенность любого семинара – наличие элементов дискуссии, проблемности, диалога между преподавателем и студентами и самими студентами.

При подготовке классического семинара желательно придерживаться следующего алгоритма:

а) разработка учебно-методического материала:



  • формулировка темы, соответствующей программе и госстандарту;

  • определение дидактических, воспитывающих и формирующих целей занятия;

  • выбор методов, приемов и средств для проведения семинара;

  • подбор литературы для преподавателя и студентов;

  • при необходимости проведение консультаций для студентов;

б) подготовка обучаемых и преподавателя:

  • составление плана семинара из 3-4 вопросов;

  • предоставление студентам 4-5 дней для подготовки к семинару;

  • предоставление рекомендаций о последовательности изучения литературы (учебники, учебные пособия, законы и постановления, руководства и положения, конспекты лекций, статьи, справочники, информационные сборники и бюллетени, статистические данные и др.);

  • создание набора наглядных пособий.

Подводя итоги семинара, можно использовать следующие критерии (показатели) оценки ответов:

  • полнота и конкретность ответа;

  • последовательность и логика изложения;

  • связь теоретических положений с практикой;

  • обоснованность и доказательность излагаемых положений;

  • наличие качественных и количественных показателей;

  • наличие иллюстраций к ответам в виде исторических фактов, примеров и пр.;

  • уровень культуры речи;

  • использование наглядных пособий и т.п.

В конце семинара рекомендуется дать оценку всего семинарского занятия, обратив особое внимание на следующие аспекты:

  • качество подготовки;

  • степень усвоения знаний;

  • активность;

  • положительные стороны в работе студентов;

  • ценные и конструктивные предложения;

  • недостатки в работе студентов;

  • -задачи и пути устранения недостатков.

После проведения первого семинарского курса, начинающему преподавателю целесообразно осуществить общий анализ проделанной работы, извлекая при этом полезные уроки.

7. При изложении материала важно помнить, что почти половина информации на лекции передается через интонацию. Учитывать тот факт, что первый кризис внимания студентов наступает на 15-20-й минутах, второй – на 30-35-й минутах. В профессиональном общении исходить из того, что восприятие лекций студентами младших и старших курсов существенно отличается по готовности и умению.

8. При проведении аттестации студентов важно всегда помнить, что систематичность, объективность, аргументированность – главные принципы, на которых основаны контроль и оценка знаний студентов. Проверка, контроль и оценка знаний студента, требуют учета его индивидуального стиля в осуществлении учебной деятельности. Знание критериев оценки знаний обязательно для преподавателя и студента.


Каталог: wp-content -> uploads -> 2013
2013 -> Жылдарга “Кургак учук-iv” программасы
2013 -> Қорытынды Пайдаланылған әдебиеттер
2013 -> Создание информационной системы движения ценных бумаг на примере атф банка
2013 -> 1 Геологическая часть
2013 -> Оригинал: Политическая деятельность Урус-хана и его место в истории казахской государственности // Отан тарихы (Отечественная история). 2006, №1, стр. 89-95
2013 -> «Жануарға ветеринариялық паспорт беру» мемлекеттік қызмет стандарты
2013 -> I тарау. Қазақ әдебиеттану ғылымындағы абайтану мәселелері
2013 -> Жалпы білім деңгейіне мемлекеттік талап оқушылардың оқу кезеңін бітіру кезіндегі алатын білімі мен біліктіліктерінің қажетті минимум деңгейін анықтайды
2013 -> Мазмұны кіріспе
2013 -> АҚПараттық хат құрметті әріптестер!


Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3   4


©netrefs.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет