Тема: Изменения развития мышечно костной системы и суставов. Особенности обмена веществ кальций-фосфора, его регуляция. Потребностькальций и фосфора у детей разного возраста



Дата23.04.2020
өлшемі447.82 Kb.

НАО Медицинский университет Караганды Кафедра педиатрии и неонатологии

Тема: Изменения развития мышечно - костной системы и суставов. Особенности обмена веществ кальций-фосфора, его регуляция.Потребностькальций и фосфора у детей разного возраста.


Выполнил(и):Демеуова Ф.

Қайрат А.

Құрбанбай Ұ.

Сламбек М.

Группа: 3-006 ОМ

Проверил(а):Серикова Г.Ж.



Караганда 2019г

План:

1. Особенности костной системы у детей

2. Некоторые анатомические особенности костной системы у детей

3. Понятие о родничках

4. Методика исследование костной системы

5. Особенности мышечной системы у детей

6. Фосфорно-кальциевый обмен

7.Заключение


Закладка и образование костной системы происходит позднее других систем организма — на 5 неделе внутриутробного развития

Скелет образуется из мезенхимальных клеток 2 видами остеогенеза: 1.дермальный– непосредственно из мезенхимы (свод черепа, лицо, нижняя челюсть , диафизы ключиц 2.хондральный– из мезенхимы образуется хрящ, из хряща – костная ткань ( остальные кости скелета)

С момента рождения рождении ребенка диафизы трубчатых костей состоят из костной ткани, а большинство их эпифизов, кости кистей, стоп — из хрящевидной ткани. В дальнейшем в эпифизах появляются точки окостенения, которые окружены развивающейся хрящевидной тканью. Главным показателем развития костной ткани является его своевременное окостенение.

Костная ткань ребенка первых лет жизни сравнительно мягкая и гибкая. Этим обусловлено образование разнообразных деформаций скелета при нарушении питания, положения, подвижности.


  • Характерным признаком возрастного созревания скелета у детей является постепенное изменение пропорций тела
  • У новорожденного мозговая часть черепа преобладает над лицевой частью, что особенно выражено у недоношенных детей.
  • После рождения ребенка швы между костями черепаеше не сформированы. В промежутках между костями находится соединительная ткань
  • В некоторых местах между костями черепа имеются значительные расширения – роднички: большой, малый, боковые
  • Ребенок рождается без зубов. С 6-7 месяцев до 2-х лет прорезываются молочные зубы. С 5-6 лет до 25-27 лет начинается прорезывание постоянных зубов
  • Позвоночник ребенка при рождении ровный. Постепенно на первом году жизни формируются изгибы: лордозы и кифозы
  • Ребра у новорожденного расположены почти горизонтально . Грудная клетка широкая, короткая, ее переднезадний и поперечный размеры одинаковые. Грудная клетка имеет вид положения максимального вдоха.

Большой (лобный, передний родничок (лат. fonticulus) участок пересечения ромбовидного и саггитального швов - имеет ромбовидную форму. Для точного выяснения размеров родничка необходимо пальпаторно определить Закрывается большой родничок до 12-18 месяцев. расстояние между средними точками противоположных сторон ромба. У здорового ребенка они составляют 2,5-3 см.

Малый (задний, затылочный, родничок) находится между затылочной и теменными костями открытый у 20-25% новорожденных детей Закрывается он на 2-3 месяцах жизни ребенка.

Боковые роднички располагаются между затылочной, теменными и височными костями с правой и левой сторон черепа и в редких случаях к моменту рождения могут быть открытыми. Закрываются они на 1-2 месяцах жизни.

Порядок прорезывания молочных зубов на первом году жизни

6-7 мес. — 2 нижних средних резца (А),

8-9 мес. — 2 верхних средних резца (Б),

9-10 мес. — 2 верхних боковых резца (В),

11-12 мес. — 2 нижних боковых резца (Г).

Порядок прорезывания молочных зубов на втором году жизни

12-14 мес. — 4 первые моляры (большие коренные зубы, обозначены цифрой 1); вначале нижние, затем верхние, что здесь и далее на рисунке обозначено стрелками;

14-20 мес. — 4 клыка — вначале нижние, затем верхние (обозначены цифрой 2);

20-24 мес. — 4 вторые моляры — вначале нижние, затем верхние (обозначены цифрой 3).

Порядок прорезывания постоянных зубов

С 5-6 лет начинают прорезываться постоянные зубы. Чаще всего первыми появляются большие коренные зубы — первые моляры. В дальнейшем последовательность прорезывания постоянных зубов происходит приблизительно в таком же порядке, как молочных (средние резцы, боковые резцы, клыки). После замены молочных зубов на постоянные приблизительно в 9-12 лет появляются премоляры (малые коренные зубы). В 12-13 лет — вторые моляры. Третьи моляры (зубы мудрости) прорезываются в 17-25 лет. Количество зубов у взрослого человека за счет премоляров и третьих моляров больше, чем молочных — постоянных зубов 32

Формирование изгибов позвоночника

  • При рождении позвоночник ребенка не имеет изгибов
  • Шейный лордоз формируется в 2-3-месячном возрасте, когда ребенок начинает держать голову.
  • Грудной кифоз формируется на 6-7 месяцах жизни, когда малыш самостоятельно сидит.
  • Начало поясничного лордоза соответствует концу первого года жизни, т.е. периоду стояния и ходьбы ребенка.
  • Окончательное формирование грудного кифоза происходит только в 6-7 лет, а поясничного лордоза — в школьные годы.

Методика исследование костной системы
  • Методика исследования включает:
  • Исследование головы (череп)
  • Исследование туловища (грудная клетка, позвоночник)
  • Исследование верхних и нижних конечностей

  • Осмотр головы
  • При осмотре обращают внимание на размеры, форму, соотношение мозгового и лицевого черепа
  • Размеры головы ( измерение сантиметровой лентой, оценка по центильным таблицам) более 97 центиля – макроцефалия, менее 3 центиля – микроцефалия
  • Форма черепа (по соотношению поперечного и продольного размеров)

  • 1, долихоцефалическая (преобладает продольный размер) 2.брахикраническая ( преобладает поперечный размер)

    3. мезокраническая( средняя, округлая)


  • Патологические формы черепа:1.ладьевидный 2.треугольный 3.косой. 4. брахицефалический 5. квадратный черепОсмотр головы

Пальпация и перкуссия головы имеет наибольшее значения у детей младшего возраста

Оценивается состояние швов ( податливость, расхождение)

Оценивается наличие выбухания ( тестовая консистенция, припухлость) над костями (признаки кефалогематомы, характерно для новорожденных)

Оценивается состояние родничков :


  • Размеры
  • Уровень (выбухание – характерно для менингеального синдрома, гидроцефалии, западение – характерно для обезвоживания)
  • Напряжение ( твердость , мягкость, эластичность)
  • Состояние краев (зазубренность, плотность податливость)
  • При пальпации ( надавливании 2 и 3 пальцами) в области теменной и затылочной костей можно обнаружить размягчение – краниотабес
  • У детей старшего возраста при пальпации можно выявить болезненность!
  • При непосредственной перкуссии у детей младшего возраста до закрытия родничков образуется звук напоминающий звук треснувшей посуды (с-м Макъюина)

Грудная клетка
  • Форма грудной клетки:
  • Нормостеническая ( коническая)
  • Гиперстеническая ( цилиндрическая)
  • Астеническая (плоская)
  • Патологические формы грудной клетки:
  • Воронкообразная
  • Килевидная
  • Бочкообразная
  • Другие изменения грудной клетки:
  • Гаррисонова борозда – западение грудной клетки в местах прикрепления диафрагмы
  • Развернутая апертура грудной клетки – реберные дуги как бы вывернуты наружу
  • «Сердечный горб»
  • «Реберные четки»

Позвоночник

При осмотре выявляются различные виды нарушения осанки:


  • Грудной гиперкифоз
  • Поясничный гиперлордоз
  • Тотальный кифоз
  • Комбинация грудного гиперкифоза и поясничного гиперлордоза
  • Плоская спина
  • Искривления позвоночника во фронтальной плоскости

  • Пальпация позвоночника
  • При пальпации позвоночника можно установить западение или выпячивание отдельных остистых отростков, аномальное расположение одного позвонка по отношению к другому.
  • Пальпаторно и непосредственной перкуссией по остистым отросткам определяют наличие болезненности.

Конечности ребенка в норме должны быть прямыми. У новорожденного отмечается физиологическое кажущееся искривление за счет особенностей мышечного развития голеней !
  • При осмотре верхних конечностей:
  • Обращают внимание на относительную длину предплечья, плеча и кисти. Возможно явление длиннорукостиили короткорукостипредплечий,кистей рук,
  • Искривление верхних конечностей.
  • На пальцах можно видеть утолщения либо в области диафизов фаланговых костей, либо непосредственно вокруг мелких межфаланговых суставов
  • Нижние конечности
  • При осмотре нижних конечностей:
  • Обращают внимание на длину( возможно укорочение конечностей, особенно ассиметричное)
  • Может отмечаться Х-образное(вальгусное) или О- образное ( варусное) искривление конечностей
  • Может отмечаться плоскостопие, нарушение установки стоп

Для определения плоскостопия:
  • Для визуальной оценки ребенка ставят на стул коленями, стопы свободно свисают. Мысленно проводят линию от середины пятки до середины основания большого пальца (перваялиния) и линию от середины пятки до второго межпальцевого промежутка (вторая линия). Затем оценивают положение внутреннего изгиба свода стопы по отношению к этим линиям. Если он заходит кнаружи за вторую линию — стопа нормальная, еслине доходит до первой линии — явное продольное плоскостопие,при промежуточном положении (между линиями) — уплощение стоп
  • провести визуальную оценку стоп при их сведении в положении лежа. При отсутствии плоскостопия отчетливо видно свободное пространство между стопами
  • Определение плоскостопия более надежно с помощью плантографии. Стопу ставят на красящую поверхность, а затем на лист белой бумаги.

Установка стопы
  • Для определения установки стопы при осмотре сзади проводят мысленно линию от середины коленного сустава вертикально вниз. Если ось пяточной кости отклоняется кнаружи, говорят о вальгусной деформации стоп, если внутрь — о варусной. Значимая ротация стоп внутрь обозначается как косолапость.
  • У детей первого года жизни практически всегда имеет место небольшая ротация стоп внутрь, которая, с началом ходьбы, сменяется небольшой вальгусной деформацией. Окончательная установка стопы связана с завершением формирования мышечного свода и может быть объективно оценена с 5-6-летнего возраста ребенка!

  • Семиотики врожденного вывиха бедра
  • Визуально устанавливается асимметрия кожных складок на бедрах, укорочение одной из конечностей
  • Если ребенка положить на спину, ноги согнуть и привести к животу, то коленные суставы будут на разном уровне
  • При разведении конечностей в положении лежа на спине – угол между конечностями менее 180º
  • Положительный «симптом Щелчка» ( 1-2 мес)
  • Положительный симптом Тренделенбурга ( для поздних стадий)

  • «Утиная походка» (для поздних стадий)

Семиотика рахита
  • Изменения, выявляемые при осмотре головы:
  • Позднее закрытие большого родничка
  • Изменение формы черепа
  • Краниотабес
  • Изменения , выявляемые при осмотре грудной клетки:
  • Изменение формы грудной клетки ( килевидная, воронкообразная)
  • Гаррисонова борозда - деформация грудной клетки в виде ее втяжения по линии прикрепления диафрагмы к грудине (поперечное углубление); при этом реберные дуги развернуты вперед
  • Рахитические четки
  • Изменения выявляемые со стороны конечностей
  • Х- О- образная деформация голеней
  • «браслетки» -утолщения в участке эпифизов лучевых костей, нити жемчуга» - утолщения в местах диафизов фаланг пальцев
  • Нарушение сроков и порядка прорезывания зубов

Особенности мышечной системы у детей
  • Мышечная система у детей отличается следующими особенностями:
    • соотношение массы мышц относительно массы тела у детей значительно меньше, чем у взрослых: у новорожденного она составляет 23%, у взрослых — 44%; именно мышечная ткань имеет самый большой прирост после рождения;
    • у новорожденного основная часть массы приходится на мышцы туловища, у взрослого — на мышцы конечностей;
    • у новорожденных отмечается преимущество тонуса мышц-сгибателей над мышцами-разгибателями, чем обусловлена специфическая поза плода еще во внутриутробном периоде;
  • развитие мышц разных частей туловища у детей неравномерное:
    • в первую очередь развиваются крупные мышцы плеча и предплечья
    • затем происходит интенсивный рост мышц кистей рук (до школьного возраста дети не способны выполнять пальцами тонкую работу — писать, лепить и т.д.)
    • с 8-9 лет значительно увеличивается объем мышц
    • в период полового созревания идет прирост мышц спины, ног, плечевого пояса:
  • к концу школьного возраста интенсивно развиваются мелкие мышцы, которые способствуют точности и координации изящных движений.

Методика исследования мышечной системы
  • При исследовании мышечной системы необходимо получить представление:
  • о степени развития мышечной массы
  • мышечном тонусе
  • мышечной силе
  • двигательной активности
  • координации движений
  • провести общую пальпацию различных мышечных групп ( при которой можно обнаружить локальное уплотнение или болезненность)

  • Степень развития мышечной массы
  • Слабое развитие — масса мышц туловища и конечностей в покое мала, во время напряжения изменение объема мышц едва заметно,нижняя часть живота отвисает, нижние углы лопаток расходятся и отстают от грудной клетки.
  • Среднее развитие — мышцы туловища в покое развиты умеренно, а мышцы конечностей хорошо, при напряжении отчетливо изменяются их форма и объем.
  • Хорошее развитие — мышцы туловища и конечностей в покое хорошо видны, при напряжении отмечается отчетливый рельеф сокращенных: мышц.

Мышечный тонус — это некоторое постоянное напряжение скелетной мускулатуры, поддерживаемое нервными импульсами !
  • пассивный мышечный тонус определяется на основании субъективных ощущений, получаемых врачом при пассивном сгибании и разгибании верхних (в локтевом суставе) и нижних (в коленном суставе) конечностей. По степени сопротивления, которое возникает при этом, а также по консистенции мышечной ткани сгибателей и разгибателей плеча (бедра), определяемой пальпаторно, судят о тонусе мышц.
  • Тонус симметричных мышц должен быть одинаковым!

Изменения мышечного тонуса

мышечная гипотония

снижение сопротивления пассивным движениям, дряблость мышц при пальпации. Как правило, мышечная гипотония сопровождается увеличением объема движений в суставе (гиперэкстензией).

мышечная гипертония

увеличение сопротивления пассивным движениям, плотность мышц при пальпации, ограничение или невозможность спонтанной и произвольной двигательной активности. сжатие пальцев в кулак, плавниковое положение рук, когтистая лапа, атетозное положение рук; опистотонус

мышечная дистония

состояние, когда гипотония чередуется с гипертонией: в покое при пассивных движениях выражена мышечная гипотония; при попытке активно выполнить какое-либо движение, при положительных или отрицательных эмоциональных реакциях мышечный тонус резко нарастает

Исследование мышечного тонуса у ребенка на первом году жизни
  • Необходимо помнить, что для новорожденного характерно состояние физиологического гипертонуса!
  • Проба на тракцию: лежащего на спине ребенка грудного возраста берут за запястья и стараются привести в сидячее положение. Ребенок сначала разгибает руки (1-я фаза), а затем сгибает их, всем телом подтягиваясь к врачу (2-я фаза).
  • При гипертонусе отсутствует 1-я фаза, а при гипотонусе -2-я фаза.

  • Для оценки мышечной силы применяют
  • Субъективная оценка мышечнойсилы –по способности к сопротивлению, которое ребенок может оказать врачу при сгибании и разгибании конечностей
  • Динамометрия - измерения проводят трехкратно (с небольшими паузами), регистрируя максимальный результат

Динамометрия (сила мышц правой кисти)

мышечная сила пальцев рук

сопротивление ребенка при активном размыкании сомкнутых в кольцо I и II или III пальцев

мышечная сила кисти

попросить ребенка с силой зажать в кулак палец врача

сила мышц предплечья

степень сопротивления

сгибанию и разгибанию кисти



Сила мышц плеча

степень сопротивления сгибанию и разгибанию руки в локтевом суставе

Сила мышц верхнего плечевого пояса

степень сопротивления опусканию и подниманию рук

возраст

мальчики

девочки

7-9 лет

11-12,5 кг

9-13 кг

10-11лет

16 кг

14-14,5 кг

12-14лет

21,5-31 кг

18,5-27

Оценка двигательной активности
  • Оценку двигательной активностиможет обеспечить простое наблюдение за вставанием ребенка с пола (кресла, постели), высаживанием на горшок и вставанием с него, ходьбой или переступанием ногами, подъемом или спуском по ступенькам лестницы, способностью ходить на пятках или на цыпочках, удержанием рук на голове или сцепленных сзади шеи и т. д.
  • При обычной двигательной активности объем движений ребенка сопоставим с его возрастом, полом, особенностями характера
  • При снижении двигательной активности следует исключить гипокинезию ограничение объема движений вследствие различной нервной, мышечной, костной, суставной патологии
  • При избыточной двигательной активности следует исключить гиперкинезию — насильственные непроизвольные движения мышц лица, туловища, конечностей

Исследование координации ( изучается на занятии, посвященной нервной системе!)
  • Координация движений оценивается как при осмотре (игровая деятельность, действия с предметами, походка), так и при проведении координационных проб.
  • Расстройство координации — атаксия — проявляется нарушением координации движений (неустойчивая, шатающаяся походка; нарушение действий с предметами) или нарушением координации равновесия (при сидении, стоянии)

  • Причины нарушения трофики мышц и уменьшения мышечной массы – гипотрофия и атрофия мышц
  • Атрофия- обратимое или необратимое нарушение трофики мышц с явлениями истончения и и перерождения мышечных волокон, значительным уменьшением массы мышц, ослаблением или утратой ими сократительных способностей
  • Классифицируется на первичную и вторичную, врожденную и приобретенную
  • Этиология:
  • Наследственные дегенеративные заболевания нервно-мышечной системы( например, миопатия Дюшена, амиотрофияВердинга-Гофмана)
  • Гипотрофия тяжелых степеней
  • Длительная иммобилизация, хронические инфекции( туберкулез и др.)
  • Метаболические нарушения
  • Длительное применение системных стероидных препаратов
  • Локальная атрофия - заболевания суставов, повреждения сухожилий, отдельных мышц, паразитарные инвазии ( трихинеллез ит.д.)

Причины нарушения мышечного тонусащщщз
  • Мышечная гипотония:
  • Врожденные заболевания (врожденная миатония)
  • Ревматизм ( малая хорея), опухоли мозжечка
  • Тяжелая гипокалиемия
  • Эндокринные заболевания ( с поражением надпочечников)
  • Рахит
  • Периферические параличи ( например, полиомиелит)
  • Мышечная гипертония
  • Родовая травма с внутричерепными кровоизлияниями
  • Инфекционные заболевания ( столбняк)
  • Детский церебральный паралич

  • Причины снижения мышечной силы
  • Миопатии – отмечается мышечная слабость в проксимальных отделах конечностей
  • Полинейропатии – отмечается мышечная слабость в дистальных отделах конечностей (например, диабетическая)
  • Эндокринные заболевания (гипокортицизм, гипопаратиреоз, акромегалия и др.)
  • Тяжелые соматические заболевания

Некоторые заболевания мышечной системы
  • Миопатии – гетерогенная группа заболеваний мышечной системы, обусловленных нарушением сократительной способности мышечных волокон, появляющихся мышечной слабостью, снижением тонуса, атрофией, уменьшением объема активных движений
  • Классификация:
  • Наследственные миопатии
  • Воспалительные миопатии ( инфекционной природы и аутоиммунные заболевания
  • Лекарственные миопатии
  • Миотония – состояние при котором после сокращения мышц возникает тоническая регидность, продолжительностью несколько секунд
  • Миастении –заболевания характеризующиеся нарастающей мышечной слабостью и патологической утомляемостью скелетных мышц, обусловленных нарушением нервно-мышечной передачи. В основе –иммунное поражение
  • Параличи и парезы ( изучается в разделе нервная система)

Набор активных движений для предварительной комплексной оценки функции суставов
  • пройти вперед повернуться и пройти назад
  • максимально согнуться вперед и достать пальцами пол
  • наклонить голову в каждую сторону
  • широко раскрыть рот и подвигать челюстью из стороны в сторону
  • заложить руки за спину и развести локти
  • согнуть руки в локтях до 90º вытянуть предлечья вперед, пальцы вниз
  • перевернуть руки в положение супинации
  • крепко сжать ладони в кулаки
  • поочередно соединить кончики всех пальцев с кончиком большого пальца
  • сдавить сбоку II – V пястно-фаланговые суставы
  • лежа на кушетке: согнуть коленный и тазобедреннй сустав, удерживая колено
  • провести внутреннюю ротацию бедра, сохраняя его сгибание
  • Проверить симптом «баллотипования надколенника
  • Сдавить сбоку все плюсневые кости

Значение изучения и сопоставления объема активных и пассивных движений в суставе
  • Поражение сустава ( воспалительные и не воспалительные) вызывают одинаковое уменьшение объема активных и пассивных движений
  • Сравнительно больший объем пассивных движений по сравнению с активными указывает на возможное поражение мышц, сухожилий, нервов
  • При артрите уменьшается большинство или почти все движения в суставе ( во всех плоскостях)
  • Внесуставные (околосуставные) поражения - вызывают уменьшение движения в одной плоскости
  • Для воспалительных заболеваний суставов характерно значительное усиление боли в крайних точках движения( стрессовая боль)
  • При не воспалительных (механических) заболеваниях суставов боль одинаковой интенсивности на всем протяжении движения

  • Не забывайте:
  • Для каждого сустава дают следующие характеристики:
  • изменение формы
  • изменение величины
  • изменение кожи над областью сустава
  • изменение температуры над областью сустава
  • объем движений в суставе
  • болезненность при движении в суставе
  • стабильность сустава

Некоторые приемы при обследовании коленного сустава
  • Симптом флюктуации (исследовать лучше в согнутом положении нижней конечности) — при наличии выпота давление с одной стороны сустава ощущается на противоположной стороне в результате передачи волны жидкости.
  • Симптом плавающего надколенника (более достоверен)сжимают выпрямленный коленный сустав ладонями с обеихсторон и слегка смещают мягкие переартикулярные ткани вверх, одновременно производя толчкообразное надавливаниепальцами на надколенник — в случае наличия выпота надколенник свободно колышется в жидкости.

Некоторые приемы при исследовании подвижности позвоночника
  • Тест Отта (подвижность шейного отдела) У вертикально стоящего ребенка отмечают две точки: на уровне остистого отростка VII шейного позвонка и на 30 см книзу от него; после максимального сгибания это расстояние измеряют вновь: в норме при наклоне вперед расстояние увеличивается на 2-4 см, а при наклоне назад — укорачивается на 1 см.
  • Теста Шобера (подвижность поясничного отдела ) У вертикально стоящего ребенка отмечают две точки: на уровне остистого отростка S1 и на 10 см выше. В норме при наклоне вперед расстояние между точками увеличивается на 4-7 см, а при наклоне назад — укорачивается на 3 см.

Семиотика воспалительных поражений суставов (артриты)

СЕМИОТИКА АРТРИТА. Артрит — это воспалительное поражение суставов, которое начинается с синовиальной оболочки. Для данного симптомокомплекса характерны, как правило:

1 острое начало и течение с периодами обострения и ремиссии

2 наличие болей воспалительного характера (возникают, усиливаются ночью или утром, отмечаются в состоянии покоя и при движении).

3. утренняя скованность,

4 припухлость сустава после длительной его неподвижности (так называемый симптом желе).

При объективном осмотре:

1.припухлость и дефигурация

2.температура кожных покровов над ним повышена



3.гиперемия мягких тканей

4. пальпация сустава болезненна.

5. Ограничен объем активных и пассивных движений

Фосфорно-кальциевый обмен у детей отличается лабильностью, неустойчивостью:

- в связи с незрелостью механизмов его регуляции

- на фоне высокой потребности растущего организма в минеральных солях.

Внутриутробно кальций поступает к плоду от матери через плаценту по 100 - 150 мг/кг в сутки. К рождению в организме доношенного ребенка в среднем 30 гр. кальция, но этих запасов мало даже в первые 4-4,5 мес. жизни, в течение которых ребенок интенсивно растет и его масса увеличивается в 2 раза, а рост не менее чем на 10 — 12см. Поэтому в этот период жизни ребенок должен усваивать ежедневно 50 мг кальция. Коэффициент усвоения кальция из пищи до 20% из коровьего молока и до 60% из грудного.

Во втором полугодии жизни потребность в кальции несколько снижается.

В организме кальций на 90% находится в костях, в сыворотке крови кальция у новорожденных доношенных - 2,25-2,55 ммоль/л, на первом году - 2,5-2,8 ммоль/л, у взрослых2,25-2,75 ммоль/л.

У недоношенных — 2,0-1,8 ммоль/л.

Кальций тесно связан с обменом фосфора. В организме плода фосфора в 2-4 раза больше чем в крови матери, т.е. он активно поступает к плоду против градиента давления.

80% фосфора у ребенка в костях. В сыворотке крови на 1ом году жизни содержание 1,29 ммоль/л, старше года от 0,65 до 1,6 ммоль/л.

На первом году жизни в норме соотношение Са:Р—2г1.



Физиологическая роль кальция : 

- построение костной ткани,

- влияние на синаптические медиаторы,

- принимает участие в образовании антител,

-  мышечном сокращении,

- гемостазе,

- в механизмах секреции и инкреции пищеварительных и эндокринных желез.

Физиологическая роль фосфора:

-  костеобразование,

- нервно-психические процессы,

- регулирует активность многих медиаторов.



Регуляция Р-Са обмена:

- гормонами щитовидной железы — тиреокальцитонином,

-  паращитовидных желез - паратгормоном

- и витамином Д - холекальциферолом.



Большое значение имеет характер питания ребенка, его двигательная активность, функциональное состояние ЖКТ, почек и pH крови.

Литература

1.Пропедевтика детских болезней. А.В. Мазурин, И.В. Воронцов СПб. : Фолиант, 2009. – 925 с.

2.Пропедевтика детских болезней. Р.Р. Кильдиярова, А.С. Панченко, В.А. Щербак и др. М. : ГЭОТАР-Медиа. - 2012. – с.



Достарыңызбен бөлісу:


©netrefs.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет