Тема: Гормоны



Дата24.04.2016
өлшемі48.03 Kb.
Граф-логическая структура к занятию № 9.
Тема: Гормоны.
Учебные и воспитательные цели:

- Общая цель занятия: привить знания о механизме действия гормонов, изменении гормонального статуса при ряде эндокринных заболеваний.

- Частные цели: владеть методикой по качественному определению инсулина, адреналина.

Основные вопросы темы


Лабораторно-практические работы

1. Понятие о гормонах, биологическая роль. Классификация.

2. Роль ЦНС в регуляции обменных процессов, рилизинг-факторы,

либерины, статины.

3. Гормоны гипофиза.

4. Клетки, органы-мишени, клеточные рецепторы гормонов.

5. Мембранный и внутриклеточный механизмы действия гормонов.

6. Гормоны поджелудочной железы (инсулин, глюкагон), строение, механизм действия. Сахарный диабет, клинические проявления


Качественные реакции на инсулин (реакция Геллера, Фоля, биуретовая реакция).





Выходной контроль.


    1. Тесты.

    2. Ситуационные задачи.


Литература:

1. Материалы лекций.

2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. - М.: Медицина, 2004. С. 248-251, 288-286

3. Кушманова О.Д., Ивченко Г.М. Руководство к практическим занятиям по биохимии.- М.: Медицина, 1983, раб. 40.


Лабораторно-практические работы.
Качественные реакции на инсулин (реакция Геллера, Фоля, биуретовая реакция).

1. Биуретовая реакция
К 5 каплям раствора инсулина прибавляют 5 капель 10% раствора NаОН, 2 капли 1% раствора CuSO4 и все перемешивают. В пробирке образуется розово-фиолетовое окрашивание.

Вывод: объясните появление окрашивания.
2. Реакция Геллера

К 10 каплям концентрированной азотной кислоты осторожно по стенке пробирки приливают равный объем (10 капель) раствора инсулина. Пробирку наклоняют под углом 45˚ так, чтобы жидкости на смешивались. На границе двух жидкостей образуется белый аморфный осадок в виде небольшого кольца.



Вывод: объясните образование осадка
3. Реакция Фоля

К 5 каплям раствора инсулина прибавляют 5 капель реактива Фоля. Пробирку прокипятить и дать постоять 1-2 минуты. При этом появляется черный или бурый осадок.



Вывод: объясните образование осадка

Граф-логическая структура к занятию № 10.
Тема: Гормоны.

Учебные и воспитательные цели:

- Общая цель: привить знания о влиянии на обмен веществ гормонов гипофиза, щитовидной железы, коры надпочечников, половых гормонов, о клинических проявлениях заболеваний, связанных с гипо-, гиперфункций данных гормонов.

- Частные цели: уметь проделывать качественные реакции на адреналин и владеть методикой определения продуктов окисления адреналина.


Основные вопросы темы


Лабораторно-практические работы

1. Гормоны мозгового вещества надпочечников: адреналин, норадреналин, химическое строение, механизм действия;

2. Гормоны коры надпочечников (глюкокортикоиды, минералокортикоиды), строение и влияние на обменные процессы. Гипо- и гиперфункция, клинические проявления.

3. Гормоны щитовидной железы, строение. Клинические проявления при гипотиреозе, гипертиреозе. Эндемический зоб. Причины возникновения патологии и способы предупреждения.

4. Гормоны регулирующие уровень фосфора и кальция в крови.

1.Качественная реакция на адреналин.

2.Методика определения продуктов окисления адреналина.



Выходной контроль.

1. Тесты.

2. Ситуационные задачи.
Литература:

1. Материалы лекций.

2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. - М.: Медицина, 2004. С. 255-288.

3. Кушманова О.Д., Ивченко Г.М. Руководство к практическим занятиям по биохимии.- М.: Медицина, 1983, раб. 41, 42.



Лабораторно-практические работы.

1. Качественная реакция на адреналин.



Диазореакция

Принцип метода. При взаимодействии адреналина с диазореактивом, жидкость окрашивается в красный цвет вследствие образования сложного соединения типа азокрасителя.

К 6 каплям 0,5% раствора сульфаниловой кислоты прибавляют 6 капель 0,5% раствора нитрата натрия, 10 капель раствора адреналина и 3 капли 10% раствора NаОН. Содержимое пробирки окрашивается в красный цвет.


2. Методика определения продуктов окисления адреналина.
Флюоресценция продуктов окисления адреналина

Принцип метода. Адреналин, окисляясь кислородом воздуха, при добавлении щелочи дает флюоресцирующие продукты.

К 10 каплям воды приливают 6 капель 10% раствора NаОН и 6 капель раствора адреналина (из ампулы). Поместив пробирку перед флюороскопом, наблюдают зеленую флюоресценцию продуктов окисления адреналина.



«Утверждаю»

Заведующая кафедрой

общей и биологической

химии, профессор



К.С. Эльбекьян


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 3

(Модуль 1)
Тема: Гормоны.

Цель: контроль приобретенных знаний
Основные вопросы темы.
1. Понятие о гормонах, биологическая роль. Классификация.

2. Роль ЦНС в регуляции обменных процессов, рилизинг-факторы,

либерины, статины.

3. Гормоны гипофиза.

4. Клетки, органы-мишени, клеточные рецепторы гормонов.

5. Мембранный и внутриклеточный механизмы действия гормонов.

6.Гормоны поджелудочной железы (инсулин, глюкагон), строение, механизм действия. Сахарный диабет, клинические проявления.

7.Гормоны мозгового вещества надпочечников: адреналин, норадреналин, химическое строение, механизм действия;

8.Гормоны коры надпочечников (глюкокортикоиды, минералокортикоиды), строение и влияние на обменные процессы. Гипо- и гиперфункция, клинические проявления.

9. Гормоны щитовидной железы, строение. Клинические проявления при гипотиреозе, гипертиреозе. Эндемический зоб. Причины возникновения патологии и способы предупреждения.

10. Гормоны регулирующие уровень фосфора и кальция в в крови.


Литература:


  1. Материалы лекций.

  2. Березов Т.Т., Коровкин Б.Ф. Биологическая химия. - М.: Медицина, 2004.

Обсуждена на заседании кафедры



« »___________2014

Протокол №_____________


Достарыңызбен бөлісу:


©netrefs.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет