Рабочая программа учебной дисциплины «Физическая культура»



Pdf көрінісі
бет1/3
Дата17.11.2020
өлшемі293.84 Kb.
түріПрограмма дисциплины
  1   2   3

Государственное автономное образовательное учреждение 

Высшего профессионального образования 

«Московский городской университет управления Правительства Москвы» 

 

Институт высшего профессионального образования 



Кафедра социально-гуманитарных дисциплин 

                            

                                                                                                           УТВЕРЖДАЮ 

                                                               Проректор по учебной и научной работе 

 

                                                                      _______________ Александров А.А. 



                                                                           «____» ______________ 2015 г. 

 

 



 

 

Рабочая программа учебной дисциплины 



«Физическая культура» 

 

для студентов направления 38.03.04 



«Государственное и муниципальное управление» 

очной формы обучения 

профиль «Управление городским хозяйством» 

Москва 2015 

                                                                     

 

 



 

 



 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



Программа дисциплины рассмотрена и утверждена на заседании 

Учебно-методического совета Университета 

 

Протокол заседания № __ от »  __________  2015 г. 



 

 

 



Программа дисциплины рассмотрена и утверждена на заседании 

кафедры социально-гуманитарных дисциплин 

 

Протокол заседания №    от «      »                  2015 г. 



 

 

Заведующий кафедрой _____________________ Вайсеро К.И. 



(подпись) 

 

 



Научный руководитель программы _____________ Горанова О.А.

 

(подпись) 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

СОГЛАСОВАНО: 

СОГЛАСОВАНО: 

Начальник сектора научной информации 

и электронной библиотеки 

 

Начальник учебно-методического отдела 



__________________ М.Б. Полякова  

__________________ А.В. Бударина 

 

«____» _____________ 201_ г. 



 

«_____» ______________ 201_ г. 

 

 

 



 

 

 



 

 

 



 



АННОТАЦИЯ 

Предмет изучения дисциплины – физическая культура личности, физические качества, 

психические способности человека. 

Цель  изучения  дисциплины  –  формирование  физической  культуры  личности, 

приобретение  умений  и  способностей  направленного  использования  разнообразных  средств 

физической  культуры,  спорта  и  туризма  ради  сохранения  и  укрепления  здоровья, 

психофизической  подготовки  и  самоподготовки  к  будущей  жизни  и  профессиональной 

деятельности. 

Курс  посвящен  развитию  и  совершенствованию  физических  качеств,  двигательных 

умений  и  навыков  студентов  для  обеспечения  психофизической  готовности  к  будущей 

профессиональной  деятельности  и  использования  средств  физической  культуры  в  процессе 

организации активного досуга и повышения качества жизни. 

Программа  дисциплины  разработана  в  соответствии  с  требованиями  Федерального 

государственного  образовательного  стандарта  высшего  профессионального  образования  по 

направлению  подготовки  38.03.04  «Государственное  и  муниципальное  управление»  для 

очной формы обучения, профиль программы «Управление городским хозяйством». 

 

РАЗДЕЛ 1. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ 



1.1. Место дисциплины в образовательной программе 

«Физическая  культура»  представляет  собой  самостоятельную  дисциплину, 

выступающую  составной  частью  основной  образовательной  программы  по  направлению 

подготовки  38

.

03.04  «Государственное  и  муниципальное  управление»  и  относится  к 



разделу Б-4 рабочего учебного плана подготовки бакалавров. 

1.2. Цели дисциплины 

Основной  целью  дисциплины  является  достижение  следующих  образовательных 

результатов: 

Студент должен: 



знать: 

- сущность, значение и функции физической культуры в современном обществе; 

- влияние оздоровительных систем физического воспитания на укрепление здоровья, 

фенотип студента, профилактику вредных привычек

-  простейшие  способы  контроля  и  оценки  физического  состояния,  физического 

развития и физической подготовленности. 



уметь: 

– выполнять индивидуально подобранные комплексы оздоровительной и адаптивной 

(лечебной) физической культуры, утренней гигиенической гимнастики, профессионально-

прикладной физической подготовки; 

- использовать приобретенные знания для повышения работоспособности в учебной, 

а  также  в  последующей  профессиональной  деятельности,  сохранения  и  укрепления 

здоровья в повседневной жизни; подготовки к службе в Вооруженных Силах Российской 

Федерации. 

-  применять  приемы  страховки  и  самостраховки  при  выполнении  физических 

упражнений. 



владеть навыками: 

организации  самостоятельной  физической  тренировки  в  повседневной 



деятельности; 

-  преодоления  искусственных  и  естественных  препятствий  с  использованием 

разнообразных способов передвижения; 

- плавания и оказания первой помощи на воде. 



 



1.3. Формируемые компетенции 

В результате изучения дисциплины «Физическая культура» у студента должны быть 

сформированы следующие компетенции: 

- стремление работать на благо общества (ОК-1); 

-  знание  базовых  ценностей  мировой  культуры  и  готовность  опираться  на  них  в 

своей профессиональной деятельности, личностном и общекультурном развитии (ОК-3); 

-  способность  к  работе  в  коллективе,  исполняя  свои  обязанности  творчески  и  во 

взаимодействии с другими членами коллектива (ОК-10); 

-  способность  к  формированию,  поддержанию  и  использованию  конструктивных 

общефизических  и  социально-психологических  ресурсов,  необходимых  для  здорового 

образа жизни (ОК-17). 



1.4. Контроль по дисциплине. 

Итоговый контроль. 

Для контроля усвоения данной дисциплины предусмотрены: 1-5 семестры – зачеты 

без оценки, которые проводятся в устной форме; 6 семестр – дифференцированный зачет 

(проводится в форме сдачи практических нормативов и устных ответов). 



Промежуточный и текущий контроль 

В  процессе  изучения  дисциплины  выполняются  контрольные  нормативы, 

оценивающие  физическую  подготовленность  студентов.  Выполнение  заданий  является 

обязательным для всех студентов. 

 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 


 



РАЗДЕЛ 2. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 

 

2.1. Организационно-методические данные дисциплины 

Общая трудоемкость дисциплины 2 зачетные единицы 72 академических часа. 

 

Виды работ 

Т

руд

ое

м

кост

ь в

 

заче

тн

ых 

ед

ини

цах

 

О

бщ

ая 

тр

уд

ое

м

кост

ь 

в 

часах

 

О

бщ

ая 

ауд

итор

н

ая 

нагрузка

 

Л

екц

ии 

 

С

ем

инар

ы 

(практ

ич

ес

ки

е 

занятия



Л

аборат

орные

 

занятия

 

Са

м

осто

ятел

ьн

ая работа

 

Физическая культура 

72 



72 

24 


48 



Виды 

текущего 

контроля

Рефераты по физической культуре 



Вид итогового контроля  Дифференцированный зачет 

 

2.2. Тематический план дисциплины 



 

 

 



Номера и наименование тем 

В

се



го ч

асов


 

А

удиторн



ые

 

за



ня

ти

я 



Виды учебных занятий 

Ф

ормы и



то

гов


ог

о 

конт



роля 

кз



амен)

 

С



амостоя

тельн


ая 

раб


ота

 

Л



ек

ци

и 



С

еми


нары, 

практич


ес

кие 


заня

ти

я 



Л

аб

ораторн



ы

е ра


бот

ы

 









Раздел 1. Теоретическая подготовка 

Тема 

1. 


Физическая 

культура 

в 

общекультурной 



и 

профессиональной 

подголовке студентов 

 



 

 



 

– 



 

– 

 



– 

 



Тема 

2. 


Социально-

биологические 

основы 

физической культуры 



 

 



 



 

– 

 



– 

 

– 



 

Тема 3. Основы здорового 



образа жизни. Физическая 

культура  в  обеспечении 

здоровья 

 



 

 



 

 



– 

 

– 



 

– 

 



Тема 


4. 

Психофизиологические 

основы  учебного  труда  и 

интеллектуальной 

деятельности  

 

 



 

 



 

 



 

 



– 

 

 



– 

 

 



– 

 

 



Тема 5. Основы методики 

физической культуры 



– 

– 



– 

 


 

Тема  6.  Основы  теории  и 



методики 

самостоятельных  занятий 

физическими 

упражнениями 

 



 



 



 

– 

 



– 

 

– 



 

Тема  7.  Экономика  и 



управление 

физической 

культурой и спортом 

 



 

 



 

– 



 

– 

 



– 

 



Тема 

8. 


Современное 

олимпийское движение 





– 

– 

– 



Тема 


9. 

Физическая 

культура 

в 

профессиональной 



деятельности  выпускника 

вуза 


 

 



 



 

– 

 



– 

 

– 



 



Форма 



итогового 

контроля 



 

 



Зачет с 

оценкой 


 

Итого  по  дисциплине  с 

зачетом 

72 


24 

24 


 

 

 



48 

 

2.3. Содержание дисциплины 

Тема  1.  Физическая  культура  в  общекультурной  и  профессиональной 

подготовке студентов. 

Содержание  темы.  Физическая  культура  и  спорт  как  социальные  феномены 

общества. Современное состояние физической культуры и спорта. Федеральный закон «О 

физической культуре и спорте в Российской Федерации». Физическая культура личности. 

Деятельностная  сущность  физической  культуры  в  различных  сферах  жизни.  Ценности 

физической  культуры.  физическая  культура  как  учебная  дисциплина  высшего 

профессионального образования и целостного развития личности. ценностные ориентации 

и  отношение  студентов  к  физической  культуре  и  спорту.  Основные  положения 

организации физического воспитания в высшем учебном заведении. 

Форма проведения – лекция. 



Тема 2. Социально-биологические основы физической культуры. 

Содержание  темы.  Организма  человека  как  единая  саморазвивающаяся  и 

саморегулирующаяся  биологическая  система.  Воздействие  природных  и  социально-

экологических факторов на организм и жизнедеятельность человека. Средства физической 

культуры  и  спорта  в  управлении  совершенствованием  функциональных  возможностей 

организма в целях обеспечения умственной и физической деятельности. Физиологические 

механизмы  и  закономерности  совершенствования  отдельных  систем  организма  под 

воздействием направленной физической тренировки. Двигательная функция и повышение 

устойчивости организма человека к различным условиям внешней среды. 

Форма проведения – лекция. 



Тема  3.  Основы  здорового  образа  жизни  студента.  Физическая  культура  в 

обеспечении здоровья. 

Содержание  темы.  Здоровье  человека  как  ценность.  Факторы,  его  определяющие. 

Взаимосвязь общей культуры студента и его образа жизни. Структура жизнедеятельности 


 

студентов  и  ее  отражение  в  образе  жизни.  Здоровый  образ  жизни  и  его  составляющие. 



Личное  отношение  к  здоровью  как  условие  формирования  здорового  образа  жизни. 

Основные  требования  к  организации  здорового  образа  жизни.  Физическое 

самовоспитание  и  самосовершенствование  в  здоровом  образе  жизни.  Критерии 

эффективности здорового образа жизни. 

Форма проведения – лекция. 

Тема  4.  Психофизиологические  основы  учебного  труда  и  интеллектуальной 

деятельности. 

Содержание  темы.  Психофизиологическая  характеристика  интеллектуальной 

деятельности  и  учебного  труда  студента.  Динамика  работоспособности  студентов  в 

учебном  году  и  факторы,  ее  определяющие.  Основные  причины  изменения  состояния 

студентов  в  период  экзаменационной  сессии,  критерии  нервно-эмоционального  и 

психофизического утомления. Особенности использованию средств физической культуры 

для  оптимизации  работоспособности,  профилактики  нервно-эмоционального  и 

психофизического утомления студентов, повышения эффективности учебного труда. 

Форма проведения – лекция. 

Тема 5. Основы методики физической культуры. 

Содержание  темы.  Методические  принципы  физического  воспитания.  Методы 

физического  воспитания.  Основы  обучения  движениям.  Основы  совершенствования 

физических  качеств.  Формирование  психических  качеств  в  процессе  физического 

воспитания. Формы занятий физическими упражнениями. Учебно-тренировочное занятие 

как  основная  форма  обучения  физическим  упражнениям.  Структура  и  направленность 

учебно-тренировочного  занятия.  Основные  закономерности  формирования  и  развития 

физических качеств. 

Форма проведения – лекция. 

Тема  6.  Основы  методики  самостоятельных  занятий  физическими 

упражнениями. 

Содержание  темы.  Мотивация  и  целенаправленность  самостоятельных  занятий. 

Формы  и  содержание  самостоятельных  занятий.  Организация  самостоятельных  занятий 

физическими  упражнениями различной направленности. Характер содержания занятий в 

зависимости  от  возраста.  Особенности  самостоятельных  занятий  для  женщин. 

Планирование  и  управление  самостоятельными  занятиями.  Границы  интенсивности 

нагрузок в условиях самостоятельных занятий у лиц разного возраста. Взаимосвязь между 

интенсивностью  нагрузок  и  уровнем  физической  подготовленности.  Гигиена 

самостоятельных  занятий.  Самоконтроль  за  эффективностью  самостоятельных  занятий. 

Участие в спортивных соревнованиях. 

Формы проведения – лекция. 

Тема 7. Экономика и управление физической культурой и спортом. 

Содержание темы. Перечень отраслей, отдельных производств и видов деятельности 

в экономике. Производственная и непроизводственная сфера экономики. Общероссийский 

классификатор  отраслей  народного  хозяйства  (ОКОНХ).  Физическая  культура  с 

экономической  точки  зрения.  Общая  характеристика  отрасли  «Физическая  культура». 

Предмет  экономики  физической  культуры.  Финансирование  физической  культуры  и 

спорта  (виды  финансирования).  Внебюджетные  источники  финансирования.  Управление 

и менеджмент в физической культуре. 

Форма проведения – лекция. 


 



Тема 8. Современное олимпийское движение. 

Содержание темы. Попытки возрождения олимпийских игр. Пьер де Кубертен и его 

роль в возрождении олимпийских игр. Системы физического воспитания. Идеи Пьера де 

Кубертена по возрождению олимпийских игр. Французская Лига физического воспитания. 

Олимпийский конгресс 1894 г. и его историческое значение. Подготовка  I Олимпийских 

игр.  Роль  I  Олимпийских  игр.  периодизация  Олимпийских  игр.  Международный 

олимпийский  комитет  (МОК).  Устав  МОК.  Концепция  олимпизма.  Хартия  МОК. 

Структура  МОК.  Сущность  и  содержание  современного  олимпийского  спорта.  Влияние 

деловых  и  политических  кругов  на  развитие  олимпийского  спорта.  Единство 

олимпийского  движения  –  главная  задача  МОК.  Основные  направления  деятельности 

МОК.  Основополагающие  решения  МОК  в  последние  десятилетия.  Коммерциализация 

олимпийского движения. Проблемы допинга и пути решения. 

Форма проведения – лекция. 



Тема  9.  Физическая  культура  в  профессиональной  деятельности  выпускника 

вуза. 

Содержание  темы.  Производственная  физическая  культура.  Производственная 

гимнастика. Особенности выбора форм, методов и средств физической культуры и спорта 

в  рабочее  и  свободное  время  специалистов.  Профилактика  профессиональных 

заболеваний  и  травматизма  средствами  физической  культуры.  Дополнительные  средства 

повышения  общей  и  профессиональной  работоспособности.  Влияние  индивидуальных 

особенностей,  географо-климатических  условий  и  других  факторов  на  содержание 

физической  культуры  специалистов,  работающих  на  производстве.  Роль  будущих 

специалистов по внедрению физической культуры в производственном коллективе. 

Форма проведения – лекция. 

 

РАЗДЕЛ 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ 

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ 

3.1. Перечень тем рефератов: 

Общенаучное направление 

1. 


Основные понятия теории и методики физической культуры. 

2. 


Методология исследования в сфере физической культуры. 

3. 


Физическая культура как общественное явление, ее формы и функции. 

4. 


Социальные и специфические функции физической культуры. 

5. 


Основы использования физической культуры в обществе. 

6. 


Принципы и методы обучения и воспитания, практика их реализации в сфере 

физической культуры, спорта и туризма. 

7. 

Валеология – наука о здоровье человека. 



8. 

Главные факторы здоровья человека. 

9. 

Физическая культура и здоровый образ жизни человека. 



10. 

Физиологическая 

характеристика 

основных 

видов 

оздоровительной 



физической культуры. 

11. 


Питание при занятиях оздоровительной тренировкой. 

12. 


Разработка  и  реализация  методик  организации  спортивно-массовой  работы 

среди студентов. 

13. 

Восстановление  здоровья  с  использованием  средств  и  методов  физической 



культуры (на примере конкретного заболевания). 

 

14. 



Основы самоконтроля при занятиях физическими упражнениями. 

15. 


Гигиена при занятиях физическими упражнениями. 

Физическое воспитание студентов 

1. 


Цель и задачи физического воспитания. 

2. 


Средства физического воспитания студентов. 

3. 


Методы  физического  воспитания  студентов  и  их  реализация  в  учебном 

процессе. 

4. 

Общие и специфические принципы физического воспитания студентов. 



5. 

Основы теории и методики обучения двигательным действиям. 

6. 

Понятие  «нагрузки».  Составляющие  физической  нагрузки  –  объем, 



интенсивность. Воздействие различных видов нагрузки на организм человека. 

7. 


Основы теории и методики воспитания физических качеств. 

8. 


Силовые способности и методика их развития. 

9. 


Скоростные способности и основы методики их развития. 

10. 


Выносливость как физическое качество и методика ее развития. 

11. 


Гибкость и методика ее развития. 

12. 


Координационные способности и методика развития. 

13. 


Методика  занятий  со  студентами,  имеющими  отклонения  в  состоянии 

здоровья. 

14. 

Разработка комплексов физических упражнений, направленных на улучшение 



зрительного  восприятия  и  точности  двигательных  реакций  студентов, 

работающих с компьютерной техникой. 

15. 

Использование тренажеров для развития основных физических качеств. 



16. 

Исследование взаимосвязи уровня физической подготовленности студентов с 

качеством усвоения учебной программы по другим учебным дисциплинам. 

17. 


Физическая культура и здоровый образ жизни. 

18. 


Формирование  психического  благополучия,  развитие  и  совершенствование 

психофизических способностей личности средствами физической культуры и 

спорта. 

19. 


Физическая  культура  в  общекультурной  и  профессиональной  подготовке 

студентов. 

20. 

Методы  самоконтроля  состояния  здоровья  и  физического  развития 



(стандарты, индексы, программы, формулы и др.). 

21. 


Методика  индивидуального  подхода  и  применения  средств  направленного 

развития отдельных физических качеств. 

22. 

Методика  самооценки  работоспособности,  усталости,  утомления  и 



применения средств физической культуры для их направленной коррекции. 

23. 


Методика составления индивидуальных программ физических  упражнений с 

оздоровительной  и  восстановительной  направленностью  (медленный  бег, 

плавание, прогулка на лыжах и др.). 

24. 


Нетрадиционные системы оздоровления организма. 

25. 


Плавание  как  одно  из  средств  лечения  болезней  опорно-двигательного 

аппарата человека. 

26. 

Новые виды спорта и их значение для популяризации активного образа жизни 



студентов. 

 

10 



Достарыңызбен бөлісу:
  1   2   3


©netrefs.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет