Проблематика телесного начала в антиутопиях первой половины XX века



Дата07.01.2021
өлшемі38.5 Kb.

Проблематика телесного начала в антиутопиях первой половины XX века

Жаркова Евгения Петровна

Аспирант Воронежского государственного университета, Воронеж, Россия
В последние десятилетия XX века в зарубежной и отечественной критике наметился интерес к проблеме телесности, с тех пор не ослабевающий. Обращаясь к теоретическим разработкам в областях философии, психологии, социологии, иных гуманитарных дисциплин, исследователи пытаются разработать подходы, позволяющие увидеть человеческое тело, его изображение и осмысление в художественном произведении как объект литературоведческого анализа. Этот аспект начинает акцентироваться во многих жанрах, в том числе и в антиутопии, прежде всего, в современной (в частности, в романах канадской писательницы М. Этвуд «Рассказ Служанки» и «Трилогии Беззумного Аддама). Однако можно утверждать, что мотив телесности становится центральным уже в «канонических» образцах антиутопии – произведениях Замятина, Хаксли, Оруэлла. Одной из центральных тем в них становится противостояние природного, биологического начала и тоталитарного общества, стремящегося подчинить своим интересам все сферы жизни человека, вплоть до самых интимных. Страх перед естественным наиболее ярко выражается в стремлении отделить государство как цивилизацию от природы – как на внешнем уровне, так и на уровне человеческого существования.

Проблематика природного, стихийного начала актуализируется уже в романе Е. Замятина «Мы» (1920), который С. Н. Шишкина справедливо называет «матрицей» жанра [Шишкина: 25]. Этот роман, вышедший на русском лишь в 1952 году, первоначально публиковался на европейских языках и оказал большое влияние на развитие англоязычной антиутопии, что позволяет считать «Мы» явлением мировой культуры и рассматривать роман в контексте его влияния на зарубежную литературу. Замятин задает основной вектор изображения антиутопического пространства, разворачивая антитезу урбанистического социального окружения и природного начала. Тоталитарному государству как структуре, где идолом провозглашается порядок, разум, интеллект, враждебен «естественный, органический характер сельского мира» [Ferns: 120]. Однако торжество разума над природой оказывается иллюзорным, поскольку телесные ощущения и животные инстинкты возвращают человеку утраченную связь с природой. Примечательно, что уже в антиутопии Замятина природное начало воспринимается как «мать-природа», женщина-мать. Однако для героя-мужчины процесс зачатия и деторождения – лишь архетипическое переживание процесса творения. Функционирование самого общественного механизма уподобляется в его сознании процессу появления новой жизни, однако этот процесс воспринимается героем абстрактно, отвлеченно.

В романе О. Хаксли «О дивный новый мир» (1932) темы вмешательства в природное начало и контроля над биологическим, телесным началом человека также тесно связаны. Процесс зарождения и появления новой человеческой жизни сведен к выращиванию особей в стерильных условиях Инкубатория. Вершиной стремления к единообразию тела в романе оказывается процесс «боканификации». Если герой Замятина, хотя и в метафорическом ключе, мог пользоваться для изображения Единого государства символами материнства и деторождения, в «дивном новом мире» Хаксли сами понятия отцовства и материнства становятся непристойностью. Единственным примером матери в романе оказывается мать Дикаря Линда, способная соответствовать этому статусу лишь чисто биологически. Однако в другом аспекте антиутопические социумы Замятина и Хаксли оказываются удивительно схожими. В обществе, изображаемом Хаксли, также прививается негативное отношение ко всему природному. Природа становится индифферентным для человека фоном, не вызывающим ни у ребенка, ни у взрослого никакого эмоционального отклика.

Как у Замятина, так и у Хаксли еще одно проявление природного, естественного начала в человеке не избегает контроля государства – сексуальность. И Единое государство, и общество Хаксли сводят интимные отношения к чисто биологической функции организма. Снимая запреты и ограничения в этой сфере, антиутопическое общество, на первый взгляд, позволяет своим членам вести более полную, насыщенную телесными удовольствиями жизнь. Однако сексуальность, отделенная от этического измерения, оказывается не способной дать человеку подлинное удовлетворение и ощутить собственную телесность.

Эта соотнесенность природного и телесного начал находит отражение и в романе-антиутопии Дж. Оруэлла «1984» (1948), где тема природы, как и у Замятина, связана с женским, порождающим началом. Так появляется образ «Золотой страны», идиллического пространства, в котором герой ощущает себя ребенком, окруженным материнской заботой. Этот образ всплывает у Уинстона позднее, в момент тайной встречи с Джулией, когда природа становится фоном для недозволенных интимных отношений. Надежду на изменения Уинстон связывает с пролами. Символом этой грубой силы становится необъятная женщина на улице, раздавшаяся от многочисленных родов. Акцент вновь делается на освобожденной от контроля государства телесности.

Таким образом, уже в антиутопиях первой половины XX века основные аспекты обращения к проблематике телесного начала символически связываются с насилием над природной средой, и в центр внимания в изображении телесности помещается интимная сфера и процессы зачатия и деторождения.


Литература

Ferns C. Narrating Utopia. Liverpool, 1999.

Шишкина С. Г. К вопросу об особенностях литературных жанров социальной прогностики: утопия антиутопия – научная фантастика. Век ΧΧΙ // Вестник гуманитарного факультета Ивановского государственного химико-технического института. 2012. Вып. 5. С. 23–30.
Каталог: archive -> Lomonosov 2017 -> data
data -> Философия произведений В. Ерофеева как философия жизни Кобзарь Ульяна Александровна
data -> Усовершенствование технологии первичных углеродных сорбентов технологического и экологического назначения на основе шелухи гречихи
data -> Об образовании относительных клауз в казахском языке Тугутова Ая Андреевна
data -> Реципрок в бурятском языке 1
data -> Применение асимптотических методов для эффективного решения обратных задач для нелинейных сингулярно возмущенных параболических уравнений
data -> Классификация менасивных речевых актов в политическом дискурсе
data -> Пространство и время в лирическом цикле «Облака выбирают анапест» (2008) А. Кушнера
data -> Мотив покаяния в творчестве Л. Н. Толстого и Л. Н. Андреева Макарова Ася Александровна
data -> Уральские пельмени\


Достарыңызбен бөлісу:


©netrefs.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет