Попов Игорь Олегович педагог дополнительного образования Возраст обучающихся 7-10 лет Срок реализации программы 1 год г. Кострома 2013 год



Дата18.05.2020
өлшемі66.5 Kb.
түріПояснительная записка



Министерство образования и науки Российской Федерации
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТИ


ОБЛАСТНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

«КОСТРОМСКОЙ ОБЛАСТНОЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО

(ЮНОШЕСКОГО) ТЕХНИЧЕСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

СОГЛАСОВАНО: УТВЕРЖДАЮ:

на заседании педагогического совета Директор ОГКОУ ДОД КОЦДЮТТ

Протокол № _____ ______________А.И. Щемелев

«____»________________2013 «____»____________2013 года



Образовательная программа

кружка моделирования

транспортной техники


Автор: Попов Игорь Олегович

педагог дополнительного образования


Возраст обучающихся – 7-10 лет

Срок реализации программы – 1 год


г. Кострома

2013 год


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данная программа кружка моделирования транспортной техники носит подготовительный характер и рассчитана на 1 год обучения учащихся 2-9 классов.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ:

  • Знакомство кружковцев с различными отраслями техники, с основными законами рационального труда. Воспитание у обучающихся стремления к самостоятельному, полезному и осмысленному труду.

  • Развитие конструкторских, творческих задатков и способностей детей.

  • Обучение детей находить красоту и гармонию в окружающем мире (на примере мира техники).

  • Знакомство детей с основными законами физики, аэродинамики и т.д.

Программа кружка моделирования транспортной техники носит типовой характер.

Для обеспечения программы имеется материально-техническое оборудование:


  • Трасса.

  • Станок сверлильный.

  • Станок токарный по дереву.

  • Инструменты (тиски, ножовки, молотки, рубанок, напильники, надфили и т.д.)

  • Материалы (чертежная бумага, картон, клей ПВА, фанера и др.)



РЕЖИМ РАБОТЫ:

  • Учащиеся занимаются 2 раза в неделю по 3 часа. В год на освоение программы отводится 216 час.


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДАННЫХ ДИАГНОСТИКИ

На начальном этапе планирования будущие кружковцы становятся объектом исследовательской деятельности.

Сбор информации производится методами наблюдения, опроса, беседы, анкетирования.

Выбор того или иного уровня сложности теоретического материала, изготавливаемых моделей определяется степенью подготовленности будущих кружковцев, развитием творческих способностей.

Выявление проблем физического здоровья, поведения, психофизиологических функций является предпосылкой для установления режима занятий, перерывов, частой смены методов работы.

Изучение взаимоотношений между детьми позволяет на начальном этапе скомплектовать группы с обеспечением наиболее благоприятного микроклимата в коллективе.



Основные направления и содержание деятельности


Предпосылкой создания программы стали данные диагностики кружковцев:
Программа предусматривает изучение технологии обработки бумаги, картона и др. материалов. В течение года кружковцы изготавливают модели транспортных средств (автомобиль «Москвич», трактор «Кировец», автомобиль «Жигули», катер, катамаран, истребитель и др.). В процессе приобретения необходимых навыков учащиеся изготавливают модели по своему выбору.

Основной задачей программы является создание у детей устойчивого интереса к техническому моделированию, желание продолжить свое обучение в специализированных технических кружках (судомодельный, авиамодельный, картинг и т.д.)

Основным звеном учебного процесса является учебное занятие, включающее в себя игровые моменты и формы, которые способствуют устойчивому интересу к занятиям, развивают фантазию детей, насыщают эмоциональный фон учебного занятия. Так как кружок является подготовительным в мир технического моделирования, необходимо проводить экскурсии по различным кружкам ОЦТТ. Экскурсии взаимосвязаны с темой конкретного учебного занятия (знакомство с определенной отраслью техники, изучение различных типов двигателей и т.д.)

Конкурсы и соревнования помогают увлечь детей, развивают их фантазию и творчество, предъявляют особые требования к тщательному изготовлению моделей, нацеливают кружковцев на самостоятельный труд и авторский подход.

Программа предполагает проведение конкурса «Дизайн транспортного средства» (лучшее оформление модели), соревнования трассовых авто-моделей.

Результаты педагогической деятельности кружка определяются степенью развития самостоятельности детей при решении трудовых, творческих задач и воспитанием устойчивого интереса к технической деятельности, то есть переходом большинства в профильные кружки. К концу учебного года учащиеся должны иметь общее представление об устройстве различных транспортных средств и моделей, научиться правильным приемам работы напильником, уметь паять, клеить различные материалы. Оценка знаний и умений производится при ходовых испытаниях моделей и на соревнованиях.



СИСТЕМА КОНТРОЛЯ И ОЦЕНКИ


  • Общая проверка уровня подготовки;

  • Поурочный контроль;

  • Тематический (обобщающий);

  • Использование самооценки при оценивании изготовленных моделей;

  • Подведение итогов соревнований, анализ каждого выступления.


  1. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН







Тема


Количество часов

Всего

Теоретич.

Практич.

  1. Организационное занятие 3 3

  2. Основные рабочие операции при работе

с бумагой 3 3

  1. Простейшие авиамодели 6 1 5

  2. Двигатели, применяемые на транспорте и

на моделях 12 2 10


  1. Технология изготовления модели с при-

менением различных материалов (бумага,

картон, металл, древесина, пластмасса). 33 6 27



  1. Вертолёты. Модели вертолётов 18 2 16

  2. Модели грузовых и легковых автомобилей 42 3 39

  3. Трассовые автомодели 96 6 90

  4. Заключительное занятие 3 3



Итого 216 21 195

  1. СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЙ


  1. Вводное занятие

Знакомство с ОЦТТ. Правила поведения. Правила техники безопасности. Мир техники и мы. Знакомство с работами кружковцев прошлых лет.


  1. Основные рабочие операции при работе с бумагой

Знакомство с основными операциями в процессе практической работы с бумагой (сгибание, складывание, резание, склеивание и т.д.).

Практическая работа.

Изготовление модели самолета с катапультой.



  1. Простейшие авиамодели

Краткий исторический очерк. Первые попытки создания самолета. Основные части самолёта и модели. Условия, обеспечивающие полёт (центр тяжести, угол атаки и т.д.)

Практическая работа.

Изготовление бумажных летающих моделей. Изготовление частей и деталей ракетоплана и истребителя МИГ. Сборка крыла, стабилизатора и киля. Регулировка и запуск моделей, устранение замеченных недостатков. Тренировочные запуски моделей. Проведение соревнований с построенными моделями на дальность и продолжительность полета, на точность приземления.




  1. Двигатели, применяемые на транспорте и на моделях.

Понятие о типах двигателей, используемых на транспорте: паровые, ДВС, электрические, турбореактивные и т.д.

Двигатели, используемые на моделях: механические (пружинные), резиновые, инерционные, ДВС, электрические.

Микроэлектродвигатели. Источники питания к ним. Правила хранения источников питания. Правила монтажа электрических цепей.

Способы передачи движения от вала к колесу модели.



Практическая работа.

Экскурсия в кружок картингистов с целью знакомства с ДВС.

Изготовление модели легкового автомобиля «Москвич». Изготовление и сборка деталей кузова модели. Отделка кузова накладными элементами (молдинги, бамперы, элементы электрооборудования и т.д.). Ходовая часть автомобиля. Установка электродвигателя на модель. Корпус для источника питания. Испытание и регулировка модели.


  1. Технология изготовления модели с применением различных материалов (бумага, картон, металл, древесина, пластик).

Ознакомление с материалами, применяемыми для изготовления кузовов автомоделей, и технологией их обработки. Понятие о технической эстетике, технологии папье-маше. Свойства различных клеев. Приемы работы с жестью: правка, сгибание, резка, пайка. Приемы работы с проволокой: правка, резка, гибка, изготовление колец и спиралей. Способы соединения деталей из проволоки.

Приемы работы с древесиной: Распиливание досок и фанеры по разметке. Понятие о припусках на распиливание и обработку.

Возможности использования в моделях листовых пластмасс.

Технология окраски и отделки поверхности модели.



Практическая работа.

Изготовление автомодели и катеров с электродвигателем и резиномотором с применением различных материалов. Изготовление корпуса и палубных надстроек судомодели из дерева и картона. Резиномоторная группа. Установка электродвигателей. Сборка, отделка, регулировка модели. Изготовление и сборка деталей кузова модели автомобиля




  1. Вертолеты. Модели вертолётов

Применение вертолётов в народном хозяйстве. Почему и как летает вертолёт. Главная деталь вертолёта несущий винт.

Практическая работа.

Постройка несложных моделей вертолётов («Муха» – 3 часа, «Бабочка» – 6 часов, объемная модель ЮТ-87 - 7 часов.)





  1. Модели грузовых и легковых автомобилей

Классификация автомобилей. Общее понятие об особенностях конструкции автомобилей разных классов. Понятие о типах автомобилей. Типы подвесок колёс на автомобиле. Расчёт редукторов. Установка на моделях микроэлектродвигателей. Применение дистанционного управления автомоделью по проводам.

Практическая работа.

Изготовление моделей легкового автомобиля «Жигули», пожарной автомашины и трактора «Кировец» с дистанционным управлением. Изготовление и сборка деталей кузова модели автомобиля и прицепа трактора. Отделка кузова накладными элементами (молдинги, бамперы, элементы электрооборудования и т.д.). Ходовая часть моделей. Установка электродвигателей на модели. Отделка. Регулировка и испытание моделей.




  1. Трассовые автомодели

Устройство и классификация трассовых автомоделей. Технические требования к моделям. Общие правила соревнований автомоделистов.

Практическая работа.

Проектирование, конструирование и изготовление трассовых автомоделей различных классов по чертежам на выбор, с применением элементов фантазии во внешнем виде. Сборка модели, установка электродвигателя. Доводка. Пробные и тренировочные запуски моделей. Отработка навыка работы на трассе. Участие в соревнованиях.

Работа проводится по индивидуальному плану.


  1. Заключительное занятие

Подведение итогов работы (беседа об успехах и недостатках в работе кружка за истекший год). Поощрение лучших кружковцев.

За время обучения кружковцы должны научиться:



  • работать с бумагой и картоном;

  • читать несложные чертежи;

  • правильно работать с инструментами;

  • собирать простейшие электросхемы для моделей;

  • выполнять мелкий ремонт микроэлектродвигателей;

  • проектировать несложные корпуса автомоделей.




  1. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ


ФОРМЫ РАБОТЫ

При изучении рабочих операций работы с бумагой и изготовлении простейших авиамоделей используется фронтальная форма работы. При изучении остальных тем используются групповая и индивидуальная формы работы.


МЕТОДЫ РАБОТЫ

Основные методы, применяемые на занятиях – объяснительно-иллюстративный, репродуктивный и исследовательский.


МАССОВАЯ РАБОТА

  • Проведение соревнований по трассовому моделизму.




  1. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


Фетцер В.В. Твоя первая модель. – Ижевск: Удмуртия, 1983.
Попов Б.В. Учись мастерить. – М.: Просвещение, 1977.
Шпаковский В.О. Для тех, кто любит мастерить. – М.: Просвещение, 1990.
Журавлева А.П. Что нам стоит флот построить. – М.: Патритот, 1990.
Гусев Е.М., Осипов М.С. Пособие для автомоделистов. – М.: ДОСААФ, 1980.
Лети модель. Под ред. Б. Симакова. М., Изд-во ДОСААФ, 1969.
Журналы «Моделист-конструктор», «Юный техник», «Левша».
Материалы сети Internet.


Достарыңызбен бөлісу:


©netrefs.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет