Политические взгляды Платона и Аристотеля



Дата11.12.2020
өлшемі122.71 Kb.
түріРеферат
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь

Учреждение образования «Белорусский государственный аграрный технический университет»

Кафедра социально-гуманитарных дисциплин

Реферат на тему: «Политические взгляды Платона и Аристотеля»

Выполнил: студент 1 курса

ФПУ, 21им группы

Касько А.С.

Проверила: Новак Ю.В.

Минск 2020

Содержание

3……………. Введение

4.................................……………. 1. Платон

4……………. 1.1 Биография Платона

5……………. 1.2 Политко-прававое учение Платона



5……………. 1.3 Политические идеи в «Государстве»

6……………. 1.4 Политические взгляды Платона

8.................................……………. 2. Аристотель

8……………. 2.1 Биография Аристотеля

9……………. 2.2 Политические взгляды Аристотеля

10……………2.3 Политик и политика


11……………2.4 Формы государственного правления



Введение


Плато́н — древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля. Платон — первый философ, чьи сочинения сохранились не в кратких отрывках, цитируемых другими, а полностью.

Аристо́тель — древнегреческий философ. Ученик Платона. С 343 года до н. э. — воспитатель Александра Македонского. В 335/4 годах до н. э. основал Ликей. Натуралист классического периода. Наиболее влиятельный из философов древности; основоположник формальной логики.

Цель реферата: рассказать про политические взгляды двух наиболее известных философов Древней Греции.

1.Платон

1.1 Биография Платона

Точная дата рождения Платона неизвестна. Следуя античным источникам, большинство исследователей полагают, что Платон родился в 427 году до н. э. в Афинах или Эгине в разгар Пелопоннесской войны между Афинами и Спартой. По античной традиции днём его рождения считается 7 таргелиона (21 мая), праздничный день, в который, по мифологическому преданию, на острове Делос родился бог Аполлон.

Согласно Диогену Лаэртскому, настоящее имя Платона — Аристокл. Прозвище Платон (от греческого слова «plato» — широта), означающее «широкий, широкоплечий», которое ему дал борец Аристон из Аргоса, его учитель гимнастики, за крепкое сложение Платона. Некоторые полагают, что он так прозван за широту своего слова, а Неанф — что за широкий лоб. Напротив, существуют исследования, показывающие, что легенда о его имени «Аристокл» возникла в период эллинизма.

Платон родился в семье, имевшей аристократическое происхождение, род его отца, Аристона (465—424), восходил, согласно легендам, к последнему царю Аттики Кодру, а предком матери, Периктионы, был афинский реформатор Солон. Также, согласно Диогену Лаэртскому, Платон был зачат непорочно.



После смерти Сократа в 399 г. до н. э. Платон переселяется в Мегару, к предыдущему студенту Сократа, Евклиду. Там Платон отдаётся диалектическим вопросам об основах бытия и познания. Из Мегары он предпринимает свои первые путешествия, между которыми достоверны поездки в Кирену к математику Феодору и в Египет. Есть указания на возвращение его в Афины в 394 году. «Платон отправлялся впоследствии в Сицилию, чтобы с помощью Дионисия Сиракузского основать там идеальное государство, в котором философы вместо чаши с ядом получали бы бразды правления». Принятый сначала хорошо, философ скоро отсылается с бесчестием и даже, по некоторым свидетельствам, продаётся в рабство, из которого позже освобождается. В 387 или 386 году Платон возвращается в Афины, где начинает собирать вокруг себя кружок учеников, с которыми беседует о философии в пригородном публичном саду (примерно в километре от Афин), и устанавливает Академию.

По древним преданиям, Платон умер в день своего рождения в 347 году до н. э. Его похоронили в Академии. Считается, что он был погребён под именем Аристокл.

1.2 Политко-прававое учение Платона

Основными политическими произведениями Платона являются трактаты «Государство», «Законы» и диалог «Политик».

Наиболее известным диалогом Платона является «Государство». Он описывает политическую утопию, противопоставляемую круговороту реальных государственных форм.

Эти положения отталкиваются от общефилософских взглядов. По Платону существуют два мира: мир идей и мир вещей. Любая вещь является лишь отражением своей идеи, может стремиться к ней, но никогда не достигнет её. Философ должен изучать идеи, а не сами вещи. Это относится и к государству, Платон описывает круговорот государственных форм, но все они несовершенны, хотя бы потому, что существуют в мире вещей, идеальная же форма полиса им противостоит.



1.3 Политические идеи в «Государстве»
Происхождение государства вполне правдоподобно: разделение труда приводит к обмену между людьми, а обмен удобен, если жить вместе. Мысль о разделении труда и лежит в основе платоновской утопии.

Всё не так в мире идей. Разделение труда порождает необходимость различных добродетелей в каждой из профессий. Изначально это добродетели земледельца, строителя и ткача (вытекают из первичных по Платону потребностей в еде, доме и одежде). Затем с ростом государства-полиса возникают конфликты с другими государствами, формируется профессиональная общность воинов. Итак, два класса уже есть: производители и воины. Ну и третий, правители-философы, создают наилучшие законы для недопущения круговорота государственных форм — аналогия с «правлением знающих» Сократа. Так что политический идеал Платона — это стабильность государства. Чтобы оно было стабильным, требуется стабильность в обществе, каждый выполняет собственную работу — это справедливо. Неравенство сословий — это тоже нормально, ведь счастье отдельного человека для счастья полиса не значит ничего.



1.4 Политические взгляды Платона

История политической науки начинается с Платона (428-348гг. до н.э), работы которого «Государство», «Политик», «Законы» были первыми классическими трудами политической науки. Будучи учеником Сократа, Платон в течение 8 лет ходил за ним по пятам и записывал всё, что слышал от учителя. Его собственные сочинения построены в форме диалогов, в большинстве которых Сократ является основным действующим лицом. После смерти Сократа для Платона начался период странствий. Платон побывал в Южной Италии, Египте, где был посвящен жрецами в тайное знание. Через 12 лет Платон вернулся в Афины и открыл собственную школу рационалистического знания – Академию, где обучали публично и открыто выражать свои мысли

Платон - родоначальник системы объективного идеализма, то есть первичным и вечным является божественный «мир идей», а весь окружающий нас природный и социальный мир, или «мир вещей», - вторичным, производным. Мир нельзя постичь с помощью органов чувств, опыта, наблюдения. Он постигается с помощью мышления, ума, логических рассуждений, и потому носит название «умопостигаемого мира».

Платон построил умозрительную модель идеального государства. В идеальном государстве не должно происходить никаких изменений, поскольку все должно быть устроено наилучшим образом. Государство должно быть единым и гармоничным. Цель государства – объединить людей и сделать их счастливее. Идеальное государство должно соответствовать природе человека и состоять из трех частей (сословий), каждая из которых – добродетель:



  1. Разумная часть – мудрость (правители, философы) – не должны обладать какой-либо собственностью, зависят от общества.

  2. Яростная часть – мужество (воины) - не должны обладать какой-либо собственностью, зависят от общества.

  3. Вожделеющая – умеренность (крестьяне и ремесленники). – имеют только ту собственность, которая может помочь им в производственной деятельности.

-Пока в государствах не будут царствовать философы, или цари не научатся философствовать, государствам не избавиться от зол.Все сословия должны существовать в дружбе и быть уверенными в том, что все они - братья.

-Государство как совместное поселение создается благодаря многообразию человеческих потребностей и разделению труда.

-Платон предлагает для правящего класса особый образ жизни, то есть отмену института семьи как начала частной собственности и об общественном воспитании детей.

1)Дети, рожденные вне брака, отдаются на воспитание обществу.

2)Лучшие женщины – лучшим мужчинам, худшие – худшим. Потомство лучших следует воспитывать, а потомство худших – нет.

3)Все рождающееся потомство забирают от родителей и воспитывают так, чтобы каждый почитал каждого родным себе.

4)Союзы юношей и девушек – «сисситии». Им запрещается иметь золото и серебро, это исключает споры из-за денег и имущества.

5)Нельзя рассказывать детям мифы, в которых воины воюют с богами, т..к ребенок не может понять, правда это или нет, а впечатления остаются на всю жизнь.



Идеальная форма государственного устройства – аристократическая республика, на основе которой правят лучшие из граждан. Аристократия сменятся Тимократией – властью силы и честолюбия, смысл – обогащение. Тимократия перерастает во власть немногих – олигархию, где есть разделение на богатых и бедных. Победа бедных означает переход к демократическому гос. устройству. При демократии – не власть народа, а власть тех, под чьим влиянием он находится. Демократия вводила неограниченную свободу и приводила к хаосу и люди переставали считаться с законами, а это приводило в тирании – порядок, но потеря свободы человека.



2. Аристотель

2.1 Биография Аристотеля

Аристотель родился в городе Стагире, греческой колонии в Халкидиках, недалеко от Афонской горы, между июлем и октябрём 384/383 года до нашей эры, по древнему летоисчислению в первый год 99 олимпиады. По месту своего рождения он получил прозвание Стагирит.

В 367/6 году в семнадцатилетнем возрасте Аристотель приехал в Афины. Однако в момент его приезда Платона не было в Академии. Согласно некоторым источникам, Аристотель до академии обучался ораторскому искусству у ритора Исократа. В пользу этой версии говорит тот факт, что Аристотель имел особый интерес к риторике, который впоследствии воплотится в таких сочинениях как «Риторика», «Топика», «Первая аналитика», «Вторая аналитика», «Об истолковании». В них философ рассматривает не только виды речей и социальные позиции «ритор — аудитория», но и «начала» речи, а именно: звук, слог, глагол и т. д. Он положил основание первым логическим принципам рассуждения и сформулировал правила составлений силлогических фигур. Поэтому Аристотель вполне мог посвятить первые годы своего афинского обучения в риторической школе Исократа. В Академии Платона Аристотель пробыл 20 лет, до самой смерти своего учителя. В их отношениях выделяются как положительные, так и отрицательные моменты.

После смерти Платона (347 г. до н. э.) Аристотель вместе с Ксенократом, Эрастом и Кориском (последних двух Платон упоминает в VI письме и рекомендует им помириться с тираном Гермием, правителем Атарнеи и Ассоса, откуда они были родом) отправляется в Ассос, прибрежный город Малой Азии, расположенный напротив о. Лесбоса. За время пребывания в Ассосе Аристотель сблизился с Гермием. Тиран уважительно относился к философу и был слушателем его лекций. Близость способствовала тому, что Аристотель взял в жены его приёмную дочь и племянницу Пифиаду, которая родила ему девочку, получившую имя матери. Пифиада была не единственной женщиной Аристотеля. После её смерти он незаконно взял в жены служанку Герпеллиду, от которой имел сына, названного, по древней греческой традиции, в честь отца Никомаха.

После трёхлетнего пребывания в Ассосе Аристотель по совету своего ученика Феофраста отправился на остров Лесбос и остановился в городе Мителены, где преподавал до 343/2 г. до н. э., пока не получил приглашение от Филиппа II стать воспитателем царского сына

Александра. Причиной выбора Аристотеля на эту должность могли послужить близкие отношения Гермия с Филиппом.

После смерти Александра Македонского в 323 году до н. э. в Афинах началось антимакедонское восстание. Афинское народное собрание провозгласило начало освободительного движения за независимость от македонской власти. Взбунтовавшиеся демократы издали постановление с требованием изгнать вражеские гарнизоны из Греции. В это время иерофант Елевсинских Мистерий Евримедон и ритор из школы Исократа Демофил обвинили Аристотеля в безбожии. Причиной столь громкого обвинения послужил гимн «Добродетели» двадцатилетней давности, который Аристотель написал в честь тирана Гермия. Обвинители утверждали, что стихи написаны в стиле гимнов Аполлону, а тиран Атарнеи не достоин такого почитания. Однако, скорее всего гимн Аристотеля послужил всего лишь предлогом для возбуждения против философа политического преследования, а на самом деле основной причиной были тесные связи философа с Александром Македонским. К тому же, Аристотель был метеком, а следовательно не обладал афинским гражданством и полнотой политических прав. Юридически ему даже не принадлежал Ликей (Аристотель его не упоминает в своём завещании). В конечном счёте, Аристотель решил не повторять судьбу Сократа и уехал в Халкиду Эвбейскую. Там он жил в доме своей матери вместе со своей второй женой Герпелидой и двумя детьми Никомахом и Пифиадой.

В 322 г. до н. э., по древнегреческому исчислению на 3-м году 114 олимпиады (через год после смерти Александра Македонского) Аристотель умер от болезни желудка (по другой версии отравился аконитом). Его тело было перенесено в Стагиры, где благодарные сограждане воздвигли философу склеп.



2.2 Политические взгляды Аристотеля

Критика Платона

Аристотель подверг критике учение Платона о совершенном государстве и предпочитал говорить о таком политическом устройстве, которое может иметь у себя большинство государств. Он считал, что предлагаемая Платоном общность имущества, жён и детей приведёт к уничтожению государства. Аристотель был убеждённым защитником прав индивида, частной собственности и моногамной семьи, а также сторонником рабства.

Однако Аристотель не признавал обоснованным обращение военнопленных в рабство, по его мнению рабами должны быть те, кто обладая физической силой не обладают рассудком.

Осуществив грандиозное обобщение социального и политического опыта эллинов, Аристотель разработал оригинальное социально-политическое учение. При исследовании социально-политической жизни он исходил из принципа: «Как и всюду, наилучший способ теоретического построения состоит в рассмотрении первичного образования предметов». Таким «образованием» он считал естественное стремление людей к совместной жизни и к политическому общению.

По Аристотелю, человек — политическое существо, то есть социальное, и он несёт в себе инстинктивное стремление к «совместному сожительству».

Первым результатом социальной жизни Аристотель считал образование семьи — муж и жена, родители и дети… Потребность во взаимном обмене привела к общению семей и селений. Так возникло государство. Государство создаётся не ради того, чтобы жить вообще, а жить, преимущественно, счастливо.

Согласно Аристотелю, государство возникает только тогда, когда создаётся общение ради благой жизни между семьями и родами, ради совершенной и достаточной для жизни самой себя.

2.3 Политик и политика

Аристотель, опираясь на результаты платоновской политической философии, выделил специальное научное изучение определённой области общественных отношений в самостоятельную науку о политике.

Согласно Аристотелю, люди могут жить только в обществе, в условиях политической системы, так как «человек по природе своей существо политическое». Чтобы правильно устроить общественную жизнь, людям необходима политика.

Политика — наука, знание о том, как наилучшим образом организовать совместную жизнь людей в государстве.

Политика представляет собой искусство и умение государственного управления.

Сущность политики раскрывается через её цель, которая, по мнению Аристотеля, заключается в том, чтобы придать гражданам высокие нравственные качества, сделать их людьми, поступающими

справедливо. То есть цель политики — справедливое (общее) благо. Достичь этой цели нелегко. Политик должен учитывать, что люди обладают не только добродетелями, но и пороками. Поэтому задачей политики является не воспитание нравственно совершенных людей, а воспитание добродетелей в гражданах. Добродетель гражданина состоит в умении исполнять свой гражданский долг и в способности повиноваться властям и законам. Поэтому политик должен искать наилучшего, то есть наиболее отвечающего указанной цели государственного устройства.

Государство — продукт естественного развития, но и одновременно высшая форма общения. Человек по природе своей есть существо политическое и в государстве (политическом общении) завершается процесс этой политической природы человека.


2.4 Формы государственного правления


В зависимости от целей, которые ставят перед собой правители государства, Аристотель различал правильные и неправильные государственные устройства:

Правильный строй — при котором преследуется общее благо, независимо от того, правит ли один, немногие или многие:



  1. Монархия (др.-греч. μοναρχία «единовластие») — форма правления, при которой вся верховная власть принадлежит наследственному или выборному монарху.

  2. Аристократия (др.-греч. ἀριστοκρατία «власть лучших») — форма государственного правления, при которой верховная власть принадлежит по наследству родовой знати, привилегированному сословию; власть немногих, но более чем одного.

  3. Полития (греч. πολιτεία «государство») — Аристотель считал эту форму наилучшей. Она встречается крайне «редко и у немногих». В частности, обсуждая возможность установления политии в современной ему Греции, Аристотель пришёл к выводу, что такая возможность невелика. В политии правит большинство в интересах общей пользы. Полития — «средняя» форма государства, и «средний» элемент здесь доминирует во всём: в нравах — умеренность, в имуществе — средний достаток, во властвовании — средний слой. «Государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй».

Неправильный строй — при котором преследуются частные цели правителей

  1. Тирания (греч. τυραννία «власть тирана») — монархическая власть, имеющая в виду выгоды одного правителя (захватившего власть).

  2. Олигархия (др.-греч. ὀλιγαρχία «власть немногих») — соблюдает выгоды состоятельных граждан; власть находится в руках небольшой группы людей богатых и благородного происхождения.

  3. Демократия (др.-греч. δημοκρατία «власть народа») — соблюдает выгоды неимущих; среди неправильных форм государства Аристотель отдавал предпочтение именно ей, считая её наиболее сносной. Демократией следует считать такой строй, когда свободнорождённые и неимущие, составляя большинство, имеют верховную власть в своих руках.

  4. В основе всех общественных потрясений лежит имущественное неравенство. По Аристотелю, олигархия и демократия основывают своё притязание на власть в государстве на том, что имущественное — удел немногих, а свободой пользуются все граждане. Олигархия защищает интересы имущих классов. Общей же пользы ни одна из них не имеет.

  5. При любом государственном строе общим правилом должно служить следующее: ни одному гражданину не следует давать возможность чрезмерно увеличивать свою политическую силу сверх надлежащей меры. Аристотель советовал наблюдать за правящими лицами, чтобы они не превращали государственную должность в источник личного обогащения.

  6. Отступление от права означает отход от цивилизованных форм правления к деспотическому насилию и вырождению закона в средство деспотизма. «Не может быть делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву: стремление же к насильственному подчинению, конечно, противоречит идее права».

  7. Главное в государстве — гражданин, то есть тот, кто участвует в суде и управлении, несёт военную службу и выполняет жреческие функции. Рабы исключались из политической общности, хотя должны были составлять, по мнению Аристотеля, большую часть населения.

  8. Аристотель предпринял гигантское по масштабам исследование «конституции» — политического устройства 158 государств (из них сохранилось только одно — «Афинская полития»).

Таким образом: вклад Аристотеля в историю политической мысли очень велик. Он создал новую методологию эмпирического и логического исследования, обобщил огромный материал. Он довел до совершенства систему понятий, которой человечество продолжает пользоваться до сих пор.




Достарыңызбен бөлісу:


©netrefs.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет