Нервно-психическое развитие ребенка по программе ивбдв. Молуль№1,13



Дата10.10.2020
өлшемі0.84 Mb.
түріСамостоятельная работа

КГП на ПХВ «Государственный высший медицинский колледж им. Д.Калматаева г.Семей»

Самостоятельная работа обучающегося

Предмет: «Семейный уход»

ТЕМА:Нервно-психическое развитие ребенка по программе ИВБДВ.Молуль№1,13

Ф.И.О. студентов: Камешова Фатима, Калифанова Куляш, Есимжанова Жадыра, Конысбекова Айдана, Хусаинова Айгерим,

Специальность 0302000 «Сестринское дело»

Квалификация 030205 4 «Прикладной бакалавр сестринского дела»

Курс 1 УТ 2

Группа 1 УТ 2

Преподаватель Джананбаева Аида Рахметулдиновна

Семей, 2020-2021 учебный год

ПЛАН

  • ВВЕДЕНИЕ
  • ЦЕЛЬ
  • АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ
  • Нервно-психическое развитие ребенка по программе ИВБДВ.Молуль№1,13
  • МОНИТОРИНГ И СКРИНИНГ РАЗВИТИЯ
  • ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
  • Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей
  • Этапы формирования двигательной активности здорового ребенка
  • ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ
  • ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Нервно-психическое развитие ребенка

  • это совершенствование, качественное изменение интеллектуальных и двигательных умений ребенка, отражающее взаимодействие со внешней средой. НПР – это показатель зрелости нервной системы и нормального развития ребенка.

Цель контроля

определить фактический уровень развития каждого ребёнка и возрастной группы в целом. При этом выявляется правильность медико-педагогических воздействий, условий воспитания, качество всей воспитательной работы дошкольного учреждения.

Систематический контроль позволяет обнаружить первоначальные отклонения в развитии ребёнка, его поведении, своевременно скорректировать воспитательные воздействия, а при планировании занятий учесть не только действующую программу, но и фактический уровень развития и поведения детей. (см.карту развития ребёнка)

Опираясь на материалы об особенностях психического развития  детей раннего возраста


МОНИТОРИНГ И СКРИНИНГ РАЗВИТИЯ

  • Мониторинг здоровья - это динамическая количественная скрининг диагностика
  • ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ
  • Анатомо-физиологические особенности нервной системы у детей
  • Этапы формирования двигательной активности здорового ребенка

Скрининг-методики оценки нервно-психического развития младенческом возрасте

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ

ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ребенка

  • При оценке физического развития детей учитывают следующие показатели

1Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной клетки, а у детей до трех лет — окружность головы.

2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила кистей рук и др.

3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.

Длина тела

Масса тела

Окружность головы и грудной клетки

Для оценки и мониторинга роста и развития ребенка необходимо измерять через определенные промежутки времени:

массу тела и скорость ее прибавки;

рост и скорость увеличения роста;

окружность головы и скорость увеличения окружности головы;

психомоторное и умственное развитие


Как оценить физическое развитие ребенка

  • Правильно, если оценку физического развития малыша делает педиатр. По правилам каждый ребенок должен проходить осмотр врача в установленные сроки: до года – ежемесячно, с года до 3 лет – ежеквартально, после 3 лет – минимум раз в год. Специалист должен обратить внимание на ряд показателей, свидетельствующих о физическом развитии мальчиков и девочек: Масса тела. Взвешивание проводится утром, малыш должен быть голым или в чистом подгузнике. Его кладут на весы, фиксируют показатели. Детей старше 2-х лет измеряют стоя. Рост. Детей до 2-х лет измеряют на специальном столе. Ножки и голова упираются в перегородки, пальчики смотрят вверх. Рост ребенка с 2-х лет измеряется с помощью стадиометра. Врач ставит ребенка спиной к шкале, без обуви. Стопы полностью на полу, колени разогнуты. Окружность головы. Врач накладывает градуированную ленту для измерения по линии над бровями, ушами малыша, по широкой части головы сзади. Окружность груди. Проводится на выдохе. Врач располагает ленту на уровне груди спереди, под лопатками сзади. Эти измерения очень важны для оценки общего развития малыша, анализа скорости и уровня развития тела ребенка. Физические показатели могут стать сигналом о необходимости дополнительного исследования, если, например, голова непропорционально большая, вес значительно уступает росту и т. д. При желании такую оценку могут проводить и родители дома, но если вы нашли несоответствия, не расстраивайтесь раньше времени, обратитесь к педиатру за консультацией.Источник

На момент рождения нервная система детей имеет данную характеристику:

  • К моменту рождения у здорового доношенного новорожденного ребенка достаточно хорошо развиты спинной, продолговатый мозг, ствол, гипоталамус. С этими образованиями связаны центры жизнеобеспечения, они обеспечивают процессы адаптации, выживаемости.
  • К рождению ГМ достаточно развит, масса ГМ составляет 1/9 массы тела. Крупные борозды и извилины выражены очень хорошо, но имеют малую глубину. Мелких борозд мало, они появляются только в первые годы. Размер лобной доли меньше, затылочная больше по отношению ко взрослым. Длина спинного мозга увеличивается несколько медленнее, чем рост позвоночника.
  • Мозговая ткань имеет гистологическую незрелость нервных клеток, они овальной формы, с одним аксоном, в ядрах зернистость, нет дендритов.
  • Кора ГМ относительно незрелая, незаконченная миелинизация пирамидных путей.
  • Мозжечок развит слабо. 2. Первые два года жизни
  • Интенсивный рост и развитие ГМ.
  • 3. Первое полугодие
  • Заканчивается дифференцировка полосатого ядра, пирамидных путей, в связи с этим исчезает ригидность затылочных мышц, спонтанные движения заменяются произвольными.
  • 4. Второе полугодие
  • Мозжечок интенсивно растет и развивается, заканчивает к 2 годам

Безусловные рефлексы новорожденного

  • Основной формой деятельности нервной системы является рефлекторная. Все рефлексы принято делить на безусловные и условные.
  • Безусловные рефлексы— это врожденные, генетически запрограммированные реакции организма, свойственные всем животным и человеку.
  • Условные рефлексы— индивидуальные, приобретенные реакции высших животных и человека, выработавшиеся в результате научения (опыта).
  • Для новорожденного ребенка характерны безусловные рефлексы: пищевой,оборонительный и ориентировочный.
  • Условные рефлексы формируется после рождения.
  • Основные безусловные рефлексы новорождённогои грудного ребёнка делятся на две группы: сегментарные двигательные автоматизмы, обеспечивающиеся сегментами мозгового ствола (оральные автоматизмы) и спинного мозга (спинальные автоматизмы).
  • ВБР новорожденного ребенка
  • Рефлексы в положении ребенка на спине: поисковый рефлекс Куссмауля-Генцлера, сосательный рефлекс, ладонно-ротовой Бабкина, рефлекс обхватывания или объятия (Моро), шейно-тонический асимметричный рефлекс, хватательный рефлекс (Робинсона), подошвенный рефлекс, рефлекс Бабинского.
  • Рефлексы в вертикальном положении: ребенка берут со стороны спины за подмышечные впадины, большие пальцы врача поддерживают голову. Рефлекс опоры или выпрямления; автоматическая походка или шаговый рефлекс.
  • Рефлексы в положении на животе: защитный рефлекс, лабиринтный тонический рефлекс, рефлекс ползания (Бауэра), рефлекс Галанта, Переса.

Нервно-психическое развитие ребенка первого года жизни

4 месяц-9 месяц

9-12 м есяц

Нервно-психическое развитие ребенка первого года жизни

  • 1месяц Начинает улыбаться в ответ на разговор взрослого (Э); сосредоточивает взгляд на неподвижном предмете и плавно прослеживает за движущимся предметом; прислушивается к голосу взрослого, слуховое сосредоточение (СА); лежа на животе пытается поднимать и удерживать головку
  • 2 месяцам
  • Быстро отвечает улыбкой на обращение, разговор (Э); длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым (ЗА); ищущие повороты головы при длительном звуке (СА); лежа на животе поднимает и непродолжительно удерживает головку (ДО); произносит отдельные звуки (АР).
  • К 3 месяцам
  • «Комплекс оживления» в ответ на эмоциональное обращение (Э); ищет источник звука (СА); сосредоточивает взгляд на лице говорящего с ним или игрушке, находясь в вертикальном положении на руках взрослого (ЗА); наталкивается руками на игрушки, висящие над грудью на высоте 10–15 см (ДР); лежит на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову, при поддержке под мышки крепко опирается о твердую опору ногами; длительно удерживает голову в вертикальном положении (ДО).
  • К 4 месяцам
  • Громко смеется в ответ на общение с ним (Э, СП); поворачивает голову в сторону источника звука и находит его глазами, по-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии (СА); узнает мать или другого близкого человека (ЗА); рассматривает, ощупывает и захватывает висящие над грудью предметы (ДР); гулит (АР); во время кормления придерживает руками грудь матери или бутылочку. Совершенствуются навыки, приобретенные ранее (Н).
  • К 5 месяцам
  • Узнает голос матери или другого близкого человека; различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи (СА, СП); по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого человека (ЗА, СП); четко берет игрушку из рук взрослого и удерживает ее (ДР); долго лежит на животе, высоко подняв голову и опираясь на ладони выпрямленных рук; переворачивается со спины на живот; ровно, устойчиво стоит при поддержке под мышки (ДО); подолгу певуче гулит (АР); ест с ложки (Н), радуется ребенку, берет из его рук игрушку (Э).
  • К 6 месяцам
  • Начинает реагировать на свое имя (СА, СП); свободно берет игрушку из разных положений и подолгу занимается ею (ДР); переворачивается с живота на спину; немного передвигается, начинает ползать (ДО); начинает лепетать (АР); хорошо ест с ложки, снимает пищу губами (Н).
  • К 7 месяцам
  • Разнообразно и долго занимается игрушкой (ДР); хорошо ползает (ДО); на вопрос «где?» находит взглядом предмет, расположенный в определенном месте (ПР); подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги (АР); пьет из чашки, которую держит взрослый (Н).
  • К 8 месяцам
  • Игрушками занимается долго и разнообразно, при этом подражает действиям взрослого (ДР); встает, держась за барьер, стоит и опускается; сам садится, сидит и ложится; переступает, держась за опору (ДО); смотрит на действия другого ребенка, смеется или лепечет (Э, СП); на вопрос «где?» находит несколько предметов, расположенных в определенных местах; по просьбе взрослого выполняет разученные движения «ладушки» и др. (ПР); сам держит и ест корочку хлеба, пьет из чашки, которую держит взрослый (Н); громко и четко повторно произносит различные слоги (АР).
  • 9 месяцам
  • Передвигается, слегка придерживаясь руками за предметы (ДО); действует с предметами по-разному, в зависимости от их местоположения и свойств — катает, открывает, гремит, нажимает (ДР); на вопрос «где?» находит знакомые предметы независимо от их постоянного месторасположения, знает свое имя, оборачивается на зов (ПР); подражает слогам, имеющимся в лепете (АР); пьет из чашки, слегка придерживая ее руками; спокойно относится к высаживанию на горшок (Н); делает плясовые движения под плясовую мелодию (СА), догоняет ребенка, ползет ему навстречу, подражает действиям и движениям другого ребенка (Э, СП).
  • К 10 месяцам
  • Действует рядом с ребенком или одной игрушкой с ним (Э, СП); длительно занимается игрушками; самостоятельно и по просьбе выполняет разученные действия с игрушками и предметами (ДР); держась за опору, поднимается на невысокую поверхность и спускается с нее, идет вперед с поддержкой за обе руки (ДО); по просьбе «дай» находит и дает знакомые предметы, во время игры с ним выполняет разученные действия (догоню-догоню; сорока-воровка и т.д.) (ПР); подражая взрослому произносит новые слоги, которых не было в лепете (АР).
  • К 11 месяцам
  • Радуется приходу детей, избирательно относится к детям (Э, СП); овладевает новыми разученными действиями с предметами и начинает выполнять их по команде взрослого: накладывает кубик на кубик, надевает кольца на пирамидку и др. (ДР); делает первые самостоятельные шаги; стоит без поддержки (ДО); по просьбе взрослого приносит определенную игрушку, отыскивая ее среди других, выполняет разученные действия — кормит куклу, водит собачку (ПР); произносит первые слова-обозначения — кис-кис, ав-ав, дай (АР).
  • К 12 месяцам
  • Самостоятельно выполняет разученные действия с предметами: водит куклу, кормит, баюкает; переносит разученные действия с одного предмета на другой (начало сюжетной игры) (ДР); ходит самостоятельно (ДО); протягивает другому ребенку игрушку, ищет игрушку, спрятанную другим ребенком (Э, СП); различает предметы по форме, узнает на фотографии знакомого взрослого (ЗА); понимает названия предметов, игрушек, имена некоторых взрослых, названия действий и предметов; понимает слово «нельзя»; выполняет поручения: принеси, найди и пр. (ПР); легко подражает новым слогам; произносит 8–10 облегченных слов (АР); самостоятельно пьет из чашки, берет ее руками (Н).
  • Кроме рассмотренных критериев НПР, для оценки состояния нервной системы врач-педиатр выясняет у новорожденного и ребенка грудного возраста выраженность филогенетически закрепленных безусловных рефлексов. Все безусловные рефлексы в зависимости от времени их существования и развития разделены на 3 группы: стойкие, транзиторные и установочные.

Стойкие рефлексы

  • Глотательный;
  • Сухожильные рефлексы конечностей (например, коленный L1-L4 – удар по сухожилию четырехглавой мышцы бедра ниже коленной чашечки вызывает разгибание ноги в коленном суставе);
  • Роговичный (корнеальный) — легкое прикосновение мягкой бумагой или ваткой к роговице глаза вызывает смыкание век;
  • Конъюнктивальный – похож на роговичный; вызывается таким же методом, но с конъюнктивы;
  • Надбровный (орбикулопальпебральный) – постукивание по внутреннему краю надбровной дуги вызывает смыкание век.

Группы НПР

ФАКТОРЫ РИСКА НАРУШЕНИЯ РАЗВИТИЯ

  • Факторы медико-биологического риска:
  • наличие наследственных заболеваний в семье, пороки развития системы организма, врожденныеи раноприобретённые:
  • -  снижение слуха;снижение зрения;  нарушения в строении и развитии опорно-двигательного  
  •    аппарата (мышечной системы и скелета) аномалии развития ЦНС (микроцефалия, черепно-
  •    мозговые грыжи и др.)
  • органическое поражение ЦНС и периферической НС:-   ДЦП, церебральные и спинальные параличи;-   гидроцефалия;-   энцефалопатия перинатальная;
  • -   РДА;-   эпилепсия;выраженная соматическая патология различной этиологии:
  • -   пороки развития основных систем организма (порок сердца)
  •     и хронические соматические заболевания;
  • -   частая заболеваемость в связи со снижением иммунитета
  •     (в том числе врождённый иммунодефицит);
  • II. Факторы биологического риска:
  •                    -   недоношенные и маловесные дети, рождённые с массой
  •                        тела менее 1500 г;
  •                    -   дети, рождённые на сроке гистации меньше 33 недель;
  •                    -   дети, перенёсшие асфиксию во время родов;
  •                    -   дети, находившиеся в отделении интенсивной терапии.
  •  III. Факторы социального риска:
  • наркомания и алкоголизм родителей;
  • малолетние родители (моложе 17 лет);
  • дети беженцев;
  • стресс, пережитый ребёнком;
  • длительная разлука с матерью;
  • социально-эмоциональная депривация вследствие резкого ограничения общения со взрослыми.


Достарыңызбен бөлісу:


©netrefs.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет