Наименование направления и профиля подготовки: Направление/специальность – «Исламские науки и воспитание, арабский язык»



Дата17.05.2020
өлшемі0.95 Mb.



  1. Наименование направления и профиля подготовки:


Направление/специальность – «Исламские науки и воспитание, арабский язык»

квалификация (степень) для лиц мужского пола «Имам-хатыйб, преподаватель исламских наук и арабского языка», для лиц женского пола «Преподаватель исламских наук и арабского языка».



Код и наименование дисциплины :

ОПД.17. История ислама.

Курс «История ислама» предназначен для студентов базового уровня подготовки, среднего профессионального религиозного образования на первом курсе второго семестра.


  1. Цель освоения дисциплины, её место в структуре ООП.

Целью данного курса является сформировать глубокие систематические знания учащихся в области истории Ислама.
Данный курс направлен на формирование мусульманского мировоззрения, основанного на вероучении ислама в соответствии с положениями ханафитской правовой и матуридитской богословской школ, на базе общегражданской российской идентичности с учетом традиционных ценностей поволжских татар.Также обеспечивает подготовку высококвалифицированных религиозных служителей и религиозного персонала мусульманского вероисповедания – имам-хатыйба, преподавателя исламских наук и арабского языка в соответствии с требованиями ханафитской правовой школы.

  1. Место дисциплины в структуре ООП.

Дисциплина «История ислама» относится к общим профессиональным дисциплинам. Курс «История ислама» связан с такими дисциплинами как «Жизнеописание пророка Мухаммада», «Ислама в России » и другие. Слушателям необходимо обладать базовыми знаниями по основам ислама, истории ислама и мусульманских стран.

Студент, изучивший полный курс, должен



знать

  • основные этапы и исторические события в истории ислама;

  • основные подходы к изучению истории ислама;

уметь

  • соотносить полученные знания со своим личным опытом и использовать их как на благо личного совершенствования, так и в воспитательных целях;

  • подготовить и прочитать лекцию по различным вопросам истории ислама;

– анализировать и делать выводы из исторических событий;


  1. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История ислама»

Данная дисциплина формирует группу компетенций: СПК, ОГК.

1. Специальные педагогические компетенции (код – СПК) обеспечивают способность выпускника осуществлять образовательную деятельность по конкретным дисциплинам образовательных программ начального религиозного и среднего профессионального религиозного образований с использованием современных и традиционных для религиозного мусульманского образования методов обучения и воспитания.

- Способность сочетать современные и традиционные для религиозного мусульманского образования методики и технологии, в том числе и информационные, для обеспечения качества учебно-воспитательного процесса по дисциплине (образовательному модулю) «История ислама».

2. Общегражданские компетенции (шифр - ОГК) отражают сформированность у выпускника общегражданской российской идентичности, обеспечивают способность выстраивать толерантные отношения с представителями различных социальных групп; формирование у выпускника общегражданских компетенций имеет целью интеграцию мусульманского сообщества в современную общественную структуру России на основе равенства всех перед законом и уважения прав человека.

- нацеленность на совершенствование и развитие общества на принципах гуманизма, свободы и демократии;

- толерантное отношение к различным культурам, религиям и умение работать с представителями различных культур и религий, чье мировоззрение отличается от догматов исламского вероучения.

- умение выстраивать сотруднические, дружеские, доверительные отношения между людьми и понимание ценности таких отношений

- знание основных этапов развития мусульманских народов и государств в контексте общечеловеческой истории;

- наличие общих представлений о роли и месте исламской цивилизации в ряду других цивилизаций человечества



  1. Структура и содержание дисциплины «История ислама».

Данный курс изучается на первом курсе втором семестре, по итогам второго семестра проводится экзамен.

    1. Общая трудоемкость дисциплины составляет 102 часа, из них 68 часов аудиторных занятий и 34 часа для самостоятельных занятий.

Вид учебной работы

Всего

часов

2 сем


Общая трудоемкость

102

102

Аудиторные занятия

68

68

Лекции

60

60

Семинары

8

8

Самостоятельная работа

34

34

Вид итогового контроля

Зачет/экз

экзамен



    1. Содержание дисциплины:

Пояснительная записка

Менее чем за одно столетие после смерти пророка Мухаммада, да благословит его Аллах и приветствует, мусульманское правление охватило больше земель, нежели Римская Империя во время своего наибольшего расцвета. Держава обитателей Аравийской пустыни вытянулась на 4,5 тысяч миль через три континента: от границ с Китаем на Востоке, до Испании и Южной Франции на Западе. Они объединили древние цивилизации Ближнего Востока, а также Северной Африки и Испании, под единым управлением – впервые со времен Александра Македонского (356–323 гг. до Р.Х.). В состав Исламского государства вошли арабы, берберы, копты, армяне, персы, тюрки, греки, согдийцы, индийцы и китайцы. Исламский призыв произвел сильнейший импульс в мире – импульс, продолжающий свое действие и поныне на огромной территории от Марокко до Индонезии.

Как получилось, что арабы, будучи жителями пустыни, смогли донести призыв до других народов? В чем причины расцвета и упадка халифатов Исламского мира? Почему именно Арабский полуостров стал причиной ниспослания последней религии? На эти и многие другие вопросы призван ответить такой предмет, как «История Ислама».

На протяжении столетий История Ислама писалась многими историками. Одними из самых сильных и великих историков можно назвать Ибн Джарира ат-Табари и Ибн Касира.

Что касается работы Ибн Джарира ат-Табари «Тарихуль Исламия» – История Ислама, то это книга во многих ВУЗах разных стран мира считается учебным пособием. Работа же Ибн Касира «Бидая ва Нихая», является хорошим дополнением к общей истории Ислама до 14в.

Историк Абу Шама из Дамаска, умерший в 1267 году, писал: «Изучая творения древних, мы делаем их современниками; размышляя над их жизнью, мы словно становимся ее свидетелями и переживаем ее сами. И так долгие годы можно было провести за этим занятием, когда бы смерть не отрывала нас от него столь внезапно…».





Наименование темы

Лекции

часы


Семинары

часы


Правление праведных халифов

1. Правление Абу Бакра: ар–Ридда и ее подавление, военная экспедиция в Сирию и Палестину.


5


2

2. Правление Умара Ибн аль–Хаттаба: становление Исламского правопорядка, введение нового календаря, военные экспедиции, битва при Кадисии.

6

3. Правление Усмана Ибн Аффана: составление сводного текста Корана, расширение границ халифата, создание флота арабами, распространение беспорядков в мусульманском мире, убийство Усмана.

6



4. Правление Али Ибн Абу Талиба: «битва верблюдов» и разногласия сподвижников пророка, перенесение столицы в Куфу, битва при Сиффине. Хариджиты, усиление власти Муавии Ибн Абу Суфьяна.

6


Омейадский халифат

5. Халифат Муавии.



2


2

6. Расширение границ халифата.

1

7. Халифат Суфьянидов.

2

8. Гибель Хусейна Ибн Али Ибн Абу Талиба.

2

9. Халифат Марванидов. Завоевание Испании.

1


10. Умар Ибн Абдуль Азиз.


3

11. Восстание Аббасидов.

1

Аббасидский халифат

12. Становление Аббасидского халифата.


2


2

13. Аль Мансур и город мира – Багдад.


2

14. Аль Махди и борьба с вероотступниками.

1

15. Харун ар–Рашид и Бармакиды.


2

16. Ересь муътазилитов. «Дом мудрости» Аль Мамуна.


2

17. Восстание Бабека в Азербайджане. Аль Мутаваккиль и восстановление суннитского вероучения.

1

18. Багдад под властью Тюркской гвардии.

2

Распад арабо–мусульманской империи

19. Дезинтеграция халифата. Власть Бувайхидов.


1


2

20. Исмаилиты и Карматы.

2

21. Фатимидское государство в Северной Африке.

2

22. Ирак и Сирия под властью Сельджуков.

1

23. Крестовые походы.

2

24. Монгольское нашествие. Падение Аббасидского халифата.

2

25. Египет под властью Айюбидов. Господство мамлюков.

1

26 Османская империя.

Возникновение Османской империи – блистательной Порты.



1

27.Расцвет и упадок Османской империи

1

Всего

60

8


Тема 1. Образование халифата. Правление праведных халифов

Правление Абу Бакра: ар–Ридда и ее подавление, военная экспедиция в Сирию и Палестину.

Правление Умара Ибн аль–Хаттаба: становление Исламского правопорядка, введение нового календаря, военные экспедиции, битва при Кадисии.

Правление Усмана Ибн Аффана: составление сводного текста Корана, расширение границ халифата, создание флота арабами, распространение беспорядков в мусульманском мире, убийство Усмана.

Правление Али Ибн Абу Талиба: «битва верблюдов» и разногласия сподвижников пророка, перенесение столицы в Куфу, битва при Сиффине. Хариджиты, усиление власти Муавии Ибн Абу Суфьяна.

Тема 2. Омейадский халифат


Халифат Муавии. Расширение границ халифата. Халифат Суфьянидов и Марванидов. Язид ибн Муавия. Гибель Хусейна Ибн Али Ибн Абу Талиба. Абдуллах ибн Зубайр. Аль–Хаджадж. Аль-Валид ибн Абдулмалик. Завоевание Испании. Умар Ибн Абдуль Азиз. Причины падения Омейадской династии. Восстание Аббасидов.

Тема 3. Аббасидский халифат


Становление Аббасидского халифата. Аль Мансур и город мира – Багдад. Аль Махди и борьба с вероотступниками. Харун ар–Рашид и Бармакиды. Ересь муътазилитов. «Дом мудрости» Аль Мамуна. Восстание Бабека в Азербайджане. Аль Мутаваккиль и восстановление суннитского вероучения. Багдад под властью Бувейхидов.
Тема 4. Распад арабо–мусульманской империи

Дезинтеграция халифата. Власть Бувайхидов. Исмаилиты и Карматы. Фатимидский халифат в Северной Африке. Ирак и Сирия под властью Сельджуков. Крестовые походы. Нур ад-Дин Занги и Салах ад-Дин Айюби. Монгольское нашествие на Восточный халифат. Разрушение Багдада. Поражение крестоносцев и монголов. Египет под властью Айюбидов. Господство мамлюков.



Тема 5. Османская империя.

Возникновение Османской империи – блистательной Порты. Осман Эртогрул оглы. Султан Баязид и Тамерлан. Битва у Анкары. Янычары. Завоевание Константинополя и падение Византийской империи. Султан Сулейман. Расцвет и упадок Османской империи.



6.3. Формы контроля

Итоговой формой контроля учебным планом предусмотрен экзамен. Для успешной сдачи экзамена необходимо ознакомиться с основной литературой, изучить теоретическую часть по конспектам лекций. При оценке теоретических знаний студентов при устном опросе учитывается участие их в работе на лекциях и семинарских занятиях, выполнение ими рефератов.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:

  1. А. Али Заде. Хроника мусульманских государств. Москва. Издательство “Умма”. 2004 г. 444 с.

  2. Большаков О.Г. История Халифата. 1. Ислам в Аравии (570-633).-М: Изд-ая фирма «Восточная литература» РАН, 2000.-312 с.

  3. Большаков О.Г. История Халифата. 2. Эпоха великих завоеваний (633-656).- М: Наука, 1993.-294 с.

  4. Васильев Л.С. История Востока. Т. 2. – М., Высш. шк., 2001. – 559 с.

  5. Васильев Л.С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов – 4-е изд. – М., Книжный дом «Университет», 1999. – 432 с.

  6. Джалялуддин Ас-Суютый. История Халифов. Ливан, Бейрут - Издательство Арабская книга, 2003. - 465 с.

  7. История Востока. В 6 томах. Т. 2. Восток в средние века. – М., Вост. Лит., 2002. – 716 с.

б) дополнительная литература:


  1. Доктор Рахман. Краткая история Ислама. Издательский дом «Умма», 2006г. – 409с.

  2. А. Али Заде. Хроника мусульманских государств. Москва. Издательство “Умма”. 2004 г. 444 с.

  3. Васильев Л.С. История религий Востока. Учебное пособие для вузов – 4-е изд. – М., Книжный дом «Университет», 1999. – 432 с.

  4. Густав Грунибаум. Исламская цивилизация.- Каир, 1994.- 515 с. (на арабском языке).

  5. Зарринкуб А.Х. Исламская цивилизация. Пер. М.Махшулов,- М.: «Андалус», 2004. - 237 с.

  6. Росс Ф., Хиллс Т. Великие религии человечества. / Пер. с англ. - М.: Вече, 1999. -320 с.

  7. История Востока. В 6 томах. Т. 2. Восток в средние века. – М., Вост. Лит., 2002. – 716 с.



  1. د. جميل عبدالله محمد المصري . حاضر العالم الإسلامي. مكبتة العبيكان. الرياض. الطبعة الأولى1985مـ. الطبعة السادسة 2001مـ.

  2. الشيخ محمد الخضري بك. محاضرات تاريخ الأمم الإسلامية. دار الكتب العلمية. بيروت- لبنان. 2005مـ.


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины

• компьютерное и мультимедийное оборудование;

• видео- и аудиовизуальные средства обучения (обучающие видео фильмы и экскурсии по центрам исламской цивилизации);

• наглядные пособия (исторические карты, иллюстрации и рисунки культовых архитектурных объектов и исторических деятелей, историко-археологические и эпиграфические материалы), таблицы (хронологические, статистические) и т.п.

• ссылки на Интернет-ресурсы www.islam-info.ru, www.islamnews.ru, www.islam.ru и др.и т.п.
9. Методические рекомендации (материалы) для преподавателя

Данный курс предназначен для подготовки специалистов с глубокими и всесторонними знаниями в области историко-культурного и социально-экономического развития народов и стран исламского мира.

УМК учитывает специализацию студентов, уровень их подготовленности, профиль вуза.

Курс направлен на то, чтобы студент в процессе изучения стал активным субъектом социальной жизни, поэтому методика нацелена на активные средства, методы и способы учебной деятельности, применение которых наиболее эффективно. Курс предусматривает опору на внутреннюю мотивацию (жизненный опыт, интерес, приобретенные знания), побуждающую осмысливать окружающий мир и свое место в нем.

Подготовка студентов осуществляется в рамках лекционных занятий, а также самостоятельной работы студентов. При обучении данной дисциплине необходимо использовать следующие методы:


  1. Методы обеспечивающие овладение учебным предметом ﴾объяснительно-иллюстративный, репродуктивный).

  2. Методы стимулирующие и мотивирующие учебную деятельность (метод проектов).

  3. Метод контроля и самоконтроля учебной деятельности (опрос, тестовые задания, контрольная работа, экзамен).

Лекции и семинарские занятия должны сформировать у студентов общее представление о мусульманской истории, ее основных ценностях и понятиях, а также ее роли в контексте мирового развития.

Контроль над освоением студентом дисциплины осуществляется преподавателем в ходе семинарских занятий. Студенты, не набравшие необходимое количество баллов за текущую работу в семестре, имеют возможность получить дополнительные баллы благодаря написанию рефератов. Подобная технология контроля над усвоением студентами курса, позволяет преподавателям кафедры эффективно отслеживать качество обучения студентов.



10. Методические указания для студентов
В процессе изучения курса «Исламская история» обязательным является посещение всех лекций и практических занятий. Присутствуя на лекции, студент вместе с преподавателем проделывает путь учебно-научного поиска, постигает приёмы анализа проблем, учится думать. Студентам рекомендуется вести собственный конспект лекций. Студенту для понимания и усвоения тем, изучаемых в курсе необходимо присутствие и участие на занятиях, конспектирование лекционных занятий, чтение основной и дополнительной учебной литературы.

Студентам рекомендуется вести конспекты лекций. Конспект – это краткое изложение или запись содержания лекции, речи, статьи, книги и т.п.

Конспектирующий лекции студент пропускает то, что ему легко воспроизвести благодаря запасу собственных знаний. Вот почему при чтении чужого конспекта не может сложиться цельного впечатления о сути проблем, рассматриваемых в лекции. Он субъективно неполноценен для другого лица.

Только личное присутствие на лекции позволяет зафиксировать в памяти и в дальнейшем при чтении собственного конспекта воспроизвести ряд фактов, явлений, конкретных примеров.

Можно дать наиболее общие советы конспектирования лекций:

 лекции рекомендуется записывать в общей тетради, страницы которой пронумерованы;

 первые страницы отвести для оглавления, в последующих оставлять поля для заметок;

 конспекты лекций следует начинать с записи темы, плана, даты её проведения.

Если в лекции ссылаются на литературу, документы, то надо зафиксировать точные библиографические данные; в конспекте необходимо записывать все новые понятия, определения, обобщения, выводы. Термины, длинные слова писать по возможности сокращенно; записанную лекцию рекомендуется дома обработать: уточнить её содержание, записать на полях дополнительную информацию, свои мысли и замечания. Перед очередной лекцией полезно восстановить в памяти содержание предыдущей темы. Это поможет глубже осмыслить новый материал.

При выполнении самостоятельных заданий необходимо обратить внимание на основные вопросы изучаемой темы и осмыслить их. Данные вопросы нацеливают на исследовательский, поисковый подход к изучению соответствующей литературы, документов, других источников информации.

При этом рекомендуется оформлять конспекты, беря за основу обязательную или дополнительную литературу по теме.

Перед началом практического занятия студентам нужно составить краткий план выступления по каждому вопросу. Следует иметь виду, что подготовка к выступлению связана не только с темой и вопросами плана. Она зависит также от конкретных заданий и поручений, которые вы определяются вместе с преподавателем. Это может быть написание доклада, реферата, коллоквиум, задания микрогруппам по сбору и обработке материала и т.д. В этом случае студентам желательно больше проявлять инициативы, выполнять задания качественно и в намеченный срок.

Если в процессе подготовки к занятиям у студентов возникают какие-либо затруднения, необходимо обратиться к преподавателю за консультацией.
11. Контрольные материалы по внутри семестровой, промежуточной аттестации и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
11.1.Тестовые задания

Выберите один вариант ответа.


1. В доисламской Аравии господствующей формой религиозных верований был:

  1. язычество

  2. христианство

  3. иудаизм

  4. буддизм

  1. Какой город является первой столицей Арабского халифата?

  1. Мекка

  2. Медина

  3. Багдад

  4. Дамаск

3.Хронологические рамки существования Арабского халифата:

а) VI-X вв.



  1. VII-X вв.

  2. VII-XIII вв.

  3. VIII-XII вв.

4.Арабский халифат по своей природе это:

а) конгломерат кочевых племен, признающих власть и платящих подати одному правителю;

б) единое централизованное государство, где светская и духовная власть находится в руках одного правителя;

в) объединение земледельческих общин во главе с общиной знатью;

г) объединение крупных торговых городов с прилегающими к ним сельскими территориями во главе с духовным вождем.

5.Основным собственником земли в Арабском халифате было:

а) государство

б) племя


  1. сельская община

  2. семья

6.В каком году был убит четвертый правоверный халиф?

  1. 659 г.

  2. 660 г.

  3. 661 г.

  4. 662 г.

7.Когда умер Умар Ибн аль-Хаттаб?

  1. в 640 г.

  2. в 634 г.

  3. в 644 г.

  4. в 650 г.

8.Какой из правоверных халифов происходил из рода Умайя?

  1. Абу Бакр ас-Сиддик

  2. Омар ибн ал-Хатаб

  3. Осман ибн Аффан

  4. Али ибн Аби Талиб

9. Как звали первого мусульманского полководца?

а) Зейд ибн Сабид



б) Халит ибн Валид

в) Муаавия

г) Мерван ибн Абдаллах

10. Последователи самой ранней в истории Ислама религиозно-политической группировки, образовавшейся во времена четвертого халифа и выступившей против общин мусульман:

а) шииты

б) джабариты



в) хариджиты

г) алавиты

11. Династия Омейядов правила халифатом в:

а) VII-VIII вв.



  1. VII-X вв.

  2. X-XII вв.

  3. VIII-XI вв.

12. Как звали первого халифа Омейядов?

  1. Муавия

  2. Хусейн

  3. Халид ибн Валид

  4. Ибн Рушд

13. Какие племена остановили продвижение мусульманства в Западной Европе в VIII в.?

  1. вестготы

  2. галлы

  3. вандалы

  4. норманны

14. Территория, какой современной европейской страны входила в состав Арабского халифата?

  1. Англия

  2. Италия

  3. Испания

  4. Голландия

15. Во время какого Омеядского халифа была завоевана Средняя Азия?

а) Язид ибн Моавия

б) Моавия 1

в) Сулейман ибн Абдулмалик



г) Валид ибн Абдулмалик

16. Кого из омеядских халифов называли Пятым праведным халифом?



а) Умар ибн Абдулазиз

б) Язид ибн Моавия

в) Марван ибн Мухаммад

г) Абдуллах ибн аз-Зубайр

17. В каком году арабский язык становится официальным языком государства?

а) 595 г.



б) 696 г.

в) 700 г.

г) 630 г.

18. Мечеть Омеядов была построена в:

а) 617 г.

б) 545 г.



в) 715 г.

г) 800 г.

19. В каком году произошло сражение на реке Заб (недалеко от Мосула в Ираке)?

а) 712 г.

б) 515 г.

в) 698 г.



г) 750 г.

20. Кто был последним омеядским халифом?



а) Марван ибн Мухаммад

б) Абдуллах ибн аз-Зубайр

в) Хишам ибн Абдулмалик

г) Ибрахим ибн Аль-Валид

21.Первым аббасидским халифом был:


  1. Аль-Мунтасир биллах.

  2. Абу-Джафар аль-Мансур.

  3. Абул-Аббас ас-Саффах.

  4. Аль-Кахир биллах.

22. В каком году был основан город Багдад?

а) 762г.

б) 765г.


в) 775г.

г) 702г.


23. Дом мудрости – центр научной мысли арабского мира и переводов на арабский язык сочинений античных авторов был создан:

  1. в IX в. в Багдаде

  2. в VII в. в Медине

  3. в VIII в. в Дамаске

  4. в XI в. в Мекке

24. Падение какой династии произошло во время правления халифа Харуна ар-Рашида?

а) Династия Аглабитов.



б) Династия Бармакидов.

в) Династия Бувейхидов.

г) Династия Омейадов.

25. После падения Омеядской династии в Дамаске (Шам), где была основана новая резиденция?

а) Египет.

б) Малая Азия.

в) Иран.

г) Андалусия.

26. Во время, какого Аббасидского халифа распространилось учение мутазилитов?

а) Абул-Аббаса Ас-саффаха.

б) Аль-Мамуна.

в) Харуна ар-Рашида.

г) Аль-Амина.

27. В каком году был упразднен халифат Аббасидов?



  1. 1206 г.

  2. 1258 г.

  3. 1152 г

  4. 1056 г.

28. Сколько лет продолжалось правление Бувейхидов?

а) 133 года.

б) 150 лет.

в) 200 лет.

г) 175 лет.

29.Основателем секты карматов является:

а) Исмаил ибн Джафар.



б) Хамдан ибн Ашас.

в) Абдуллах ибн Маймун.

г) Убайдуллах аль-Махди.

30.Фатимидское государство было основано в:

а) 850г.

б) 1005г.



в) 910г.

г) 957г.


31. Как звали визиря, при котором прекратилось правление Фатимидов в Египте:
а) Сайфутдин Кутз.

б) Аль-хаким биамриллях.

в) Насыритдин ал-алками.

г) Салахутдин Аюби.

32. Завоевателями Испании были:

а) Тарик ибн Зияд и Муса ибн Насайр.

б) Муслим ибн Кутайба.

в) Хаджаж ибн Йусуф.

г) Аль-Изз ибн Абдус-салям.

33. В каком году начались крестовые походы?


  1. 988 г

  2. 1095 г.

  3. 1204 г.

  4. 1267 г.

34. Кто был последним аббасидским халифом?

а) Аль-Мустасим билах.

б) Абу-Джафар аль-Мансур.

в) Ар-Ради Биллах.

г) Харун ар-Рашид.

35. Монголы разрушили Багдад в:

а) 1300г.

б) 1450г.

в) 1725г.



г) 1258г.

36. Салахутдин разгромил крестоносцев в битве при Хиттине и освободил Аль-Кудс (Иерусалим) в:

а) 1350г.

б) 1300г.



в) 1188г.

г) 1410г.

37. Государство Айюбидов прекратило свое существование в:

а) 1450г.



б) 1250г.

в) 1180г.

г) 1170г.

38. Османская империя была основана в:

а) 1615г.

б) 1300г.

в) 1425г.

г) 1340г.

39. Кто из Османских султанов был первым провозглашен халифом:

а) Осман Эртогрул оглы

б) Абдулхамид 2

в) Сулейман Кануни

г) Селим 1 Явуз

40. Османский халифат прекратил свое существование в:



а) 1924г.

б) 1935г.

в) 1878г.

г) 1945г.



    1. 11.2. Перечень вопросов к экзамену


  1. Исторические предпосылки зарождения арабского халифата.

  2. Роль пророка Мухаммада в зарождении исламской цивилизации.

  3. Значение и место исламской цивилизации в мировой истории.

  4. Правление праведных халифов.

  5. Абу-Бакр ас-Сыддык.

  6. Омар ибн аль-Хаттаб.

  7. Осман ибн Аффан.

  8. Али ибн Абу-Талиб.

  9. Арабский халифат – государство мусульман.

  10. Завоевательные походы мусульман (Футухат).

  11. Битва при Кадисия.

  12. Битва при Ярмуке.

  13. Халифат Омейядов.

  14. Приход к власти. Эпоха могущества.

  15. Причины падения Омеядской династии.

  16. Халифат Аббасидов.

  17. Аббасиды. Приход к власти. Эпоха могущества.

  18. Государство Сельджуков.

  19. Аббасиды. Эпоха упадка. Причины падения.

  20. Государство Фатимидов.

  21. Крестовые походы.

  22. Салахутдин Айуби. Битва при Хиттин. Освобождение Аль-Кудса.

  23. Нашествие монголов на Исламский мир.

  24. Сайфутдин Кутз. Битва Айн Джалут.

  25. Османская империя. Эпоха могущества.

  26. Взаимоотношения Османской и Российской империи.

  27. Причины падения Османов.

11.3. Темы семинарских занятий

Семинар 1. Цивилизация арабов до Ислама

1. Культура арабов до прихода Ислама.

2. Религия арабов до прихода Ислама.

3. Обычаи арабов до Ислама.

4. Положительные качества арабов до прихода Пророка.


Семинар 2. Место народов и стран мусульманского востока в мировой истории

1. Феномен Востока. Европа и Восток: две структуры, два пути развития. Периодизация истории Востока.

2. Эволюция государственных форм на Востоке: от кочевников к империи.

3. Исламский мир в исторической и современной политической картах мира.

4. Народы мусульманских стран. Этнические и языковые группы.
Семинар 3. Ислам и другие религии

1. Влияние Ислама на межэтнические и межнациональные отношения.

2. Взаимодействие ислама и индуизма.

3. Христианско-исламские отношения в прошлом и настоящем.

4. Ислам и иудаизм.
Семинар4. Ислам в современном мире

1. Ислам в современной Турции.

2. Афганистан в XX – нач. XXI вв. Талибы и современное положение в стране.

3. Саудовская Аравия в 1920-1990-е гг.

4. Пакистан во второй половине XX в.

5. Исламская революция в Иране в 1979 г.

6. Палестино-израильский конфликт: основные этапы.
11.4. Темы рефератов


  1. Ислам как культурный феномен.

  2. Отличие Исламской цивилизации от других цивилизаций.

  3. Значение и место исламской цивилизации в мировой истории.

  4. Общие духовные принципы исламской цивилизации.

  5. Сила и слабость халифата.

  6. Место арабского языка в Исламской цивилизации.

  7. Арабские завоевания: основные этапы.

  8. Период правления Омейядов и их польза для Исламской цивилизации.

  9. Период правления Аббасидов и их польза для Исламской цивилизации.

  10. Мусульмане и крестоносцы встреча цивилизаций.

  11. Нашествие монголов на Исламский мир.

  12. Империя Великих Моголов.

  13. Османская империя в XIV-XVIII вв.

  14. Современные течения в Исламе.

  15. Учение суфиев.

  16. Сунниты и шииты.

  17. Чудо исламской культуры.

  18. Мусульманское научное движение.

  19. Ислам и западная культура.

  20. Европа и Восток: две структуры, два пути развития.

  21. Модернизация Ислама в современном мире.

  22. Ислам в современной России.



Методические рекомендации по написанию контрольных работ (рефератов)
Контрольная работа предполагает сжатое, но относительно полное раскрытие сути, ключевых положений избранной Вами научной темы. Целью написания контрольной работы является углубленное изучение той или иной проблемы, а также получение первичных навыков исследовательской работы: умения обращаться с научной литературой, самостоятельно выявлять и излагать существо проблемы, способы ее решения, сопоставлять различные точки зрения и их аргументацию, связно формулировать собственные мысли, применять научно-справочный аппарат и т.д.

Для написания контрольной работы необходимо:



Выбрать тему в соответствии указанного в списке или же рекомендациями преподавателя. Обратите внимание, чтобы избранная тема была Вам посильна, желательно, интересна и чтобы Вы могли найти для нее научную литературу.

Подобрать научную литературу, используя библиотеки, а, в случае необходимости, и книжные магазины. Для поиска нужной Вам литературы помимо настоящих учебно-методических материалов, можете обращаться к помощи предметных каталогов библиотек. При выборе темы работы и особенно литературы к ней проконсультируйтесь с преподавателем.

Ознакомиться с выбранной Вами научной литературой. Оценить, раскрывает ли она тему Вашей контрольной работы. Если нет - продолжите поиск другой литературы, в случае затруднений - проконсультируйтесь с преподавателем. Если да - то выделите ключевые проблемы и выводы.

На этой основе составьте план контрольной работы. Он должен включать введение (где раскрывается актуальность темы, степень ее изученности, источники и цель работы), структуру основного содержания (где отражены основные проблемы работы) и заключение, где излагаются основные выводы по теме, Ваша точка зрения и оценки.

В соответствии с планом раскройте тему контрольной работы и сделайте выводы.

Если в литературе встречаются дискуссионные точки зрения, следует сопоставить основные выводы, их аргументацию и высказать свою точку зрения.

Не допускается:

Использование чужих контрольных работ и рефератов, скачивание их из Интернета.

Текстуальное переписывание книг и статей. Используемые цитаты обязательно выделяются кавычками и сопровождаются сносками.

Требования к оформлению контрольной работы:



Работа должна быть напечатана на компьютере, через 1,5 интервала, шрифтом 12. В рукописном виде контрольную работу разрешается подавать только с предварительного согласия преподавателя.

Объем работы – 10-15 машинописных страниц.

На обложке (вверху) указывается название учебного заведения, затем - предмет (История Ислама), тема контрольной работы, фамилия и инициалы автора, его курс и группа, научный руководитель.

На второй странице пишется план работы.



Приводимые в контрольной работе цитаты и основные выводы, почерпнутые из литературы, обязательно сопровождаются сносками (постраничными или концевыми), в которых указывается фамилия, инициалы автора книги, ее название, город и год издания и соответствующая страница.

Указанные выше требования относятся и к рефератам. От контрольных они отличаются, во-первых, большей масштабностью и сложностью темы, а во-вторых, их объем более 15 страниц.





Достарыңызбен бөлісу:


©netrefs.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет