Методические указания для самостоятельной работы студентов при подготовке



Дата28.04.2016
өлшемі117.78 Kb.
түріМетодические указания
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ УКРАИНЫ

ГУ «ДНЕПРОПЕТРОВСКАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ»


 

 

 



 

 

"Утверждено"


на методическом заседании

кафедры фармакологии, клинической фармакологии и фармакоэкономики

Заведующий кафедрой


профессор Мамчур В.И.

"______" ________________ 200 г.

 


 

 

 



 

Методические указания

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ ПРИ ПОДГОТОВКЕ


К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

 

 



 

Учебная дисциплина

Фармакология

Модуль № 1

Лекарственная рецептура. Общая фармакология. Фармакология средств, влияющих на нервную систему

Содержательный модуль № 4

Психотропные лекарственные средства

Тема занятия
Ненаркотические анальгетики. НПВП

Курс

3-й

Факультет

cтоматологический

 

 

 



 

 

 



 

 

 



 

 

 Днепропетровск 2012



1.       Актуальность темы: Нейрофармакология боли и медикаментозное обезболивание, остаются одной из актуальных проблем медицины. Среди лекарственных средств, обладающих болеутоляющей активностью, чаще врачами назначаються, провизорами рекомендуються, пациентами в целях самолечения принимаются, так называемые ненаркотические анальгетики, а именно нестероидные противовоспалительные средства (НПВС). Противовоспалительное, жаропонижающее, анальгезирующее, антиагрегантное, ульцерогенное, нефро- и гепатотоксическое, а также иммунодепресивное и иммунотоксическое действия - все эти виды активности НПВП в той или в другой степени выраженности характерны для всех средств этой фармакологической группы. Поэтому правильный выбор адекватного средства в той или иной клинической ситуации требует знаний механизма действия и спектра побочных эффектов данной фармакологической группы.

 

2. Конкретные цели:

1.       Обобщить и проанализировать фармакологические свойства основных не стероидных противовоспалительных средств, объяснять механизм их действия.

2.       Классифицировать НПВП, согласно их способности подавлять изоформы ЦОГ и по химической структуре.

3.       Интерпретировать показания к применению лекарственных средств в соответствии знаний фармакодинамики.

4.       Оценивать соотношение польза / риск при применении лекарственных средств, обладающих болеутоляющим и противовоспалительным эффектом.

5.       Объяснять зависимость действия лекарственных средств, подавляющих циклооксигеназу от особенностей фармакокинетики у пациентов разного возраста, сопутствующих заболеваний и их терапии.

6.       Проанализировать возможные факторы, которые могут способствовать возникновению побочных эффектов лекарственных средств с целью их предотвращения.

7.       Выписывать и анализировать рецепты на препараты, обладающие анальгетическим, противовоспалительным и жаропонижающим действиями.

 

3.       Базовые знания, умения, навыки, необходимые для изучения темы (междисциплинарная интеграция)

 


Названия предыдущих дисциплин

Полученные навыки




1. Латинский язык

 

 



Раздел «Фармакологическая терминология и рецептура"

Владеть навыками выписывания рецептов.



2. Нормальная физиология

Раздел "ноцицепция. Механизмы формирования боли "

 


3. Патологическая физиология

 


Стадии воспаления и их патофизиологическая характеристика

 

4.       Задания для самостоятельной работы при подготовке к занятию.

 

 



Перечень препаратов, которые должен усвоить студент при подготовке к занятию:



Название препарата

Форма выпуска

Способ применения

1.

Кислота ацетилсалициловая

Acidum acetylsalicylicum

(Аспирин, Аспро)



Порошок, таблетки по 0,1; 0,25 и 0,5 г.

 


Внутрь.

2.

Индометацин

Indometacin

(Индобене, Метиндол)



Капсулы и драже по 0,025 г.; суппозитории ректальные по 0,05 г, 10% мазь по 30 и 40 г.

Внутрь.

3.

Ибупрофен

Ibuprofen

 


Таблетки по 0,2; 0,4 и 0,6 г.

Внутрь. Мазь наносить 2 раза в сутки на пораженные суставы или участки кожи.

4.

Диклофенак натрия

Diclofenac - natrium

(Вольт арен, Ортофен, Артрекс)



Таблетки по 0,025 г и 0,015 г, 2,5% раствор в ампулах по 3 мл гель 1%, суппозитории по 0,05 г

Внутрь.

5.

Напроксен

Naproxen

 


Табл. по 0,25, 0,5 г.

Внутрь.

6.

Мефенамовая кислота

Acidum mephenamicum

Таблетки по 0,5 г.

Внутрь. По 0,5 г 3-4 раза в сутки. Детям от 5 до 10 лет по 0,25 г.

7.

Мелоксикам

Melocxicam

(Мовалис)



Таблетки 0,015 г;. суппозитории 0,075 г; 0,015 г.

Внутрь.

8.

Нимесулид

Nimesulidum

Таблетки 0,1, гель 1%, суппоз. 0,2

Внутрь.

9.

Целекоксиб

Celecoxib

Капсулы по 0,2 г

Внутрь

10.

Парацетамол

Paracetamolum

Таблетки по 0,2 г

Внутрь

11.

Анальгин

Analginum

Таблетки 0,1 (для детей) и по 0,5 г. раствор в ампулах 50% по 1, 2 мл.

Внутрь.

 

Теоретические вопросы к занятию:

1.       Особенности, отличающие действие ненаркотических анальгетиков по сравнению с наркотическими.

2.       Классификация ненаркотических анальгетиков по химической структуре.

3.       Классификация НПВС по механизму действия (по способности ингибировать циклооксигеназу (ЦОГ)).

4.       Механизм противовоспалительного, болеутоляющего и жаропонижающего действия НПВП.

5.       Показания к назначению.

6.        Побочные эффекты вызывающие ненаркотическими анальгетиками (ульцерогенный, гематоксичный, антиагрегационный, нефро- гепатотоксический, аллергический и воздействие на ткань суставов)

 

Практические задания, которые выполняются при подготовке к занятию:

 

4.3.1. Выписать рецепты:

1.       Анальгин в инъекциях.

2.       Ибупрофен при ревматоидном артрите.

3.       Диклофенак натрия в капсулах.

4.       Индометацин в мази.

5.       Противовоспалительное средство и обезболивающее больному с язвенной болезнью в капсулах.

6.       Производное салициловой кислоты при лихорадке.

7.       Целекосиб в капсулах.

8.       Диклофенак в растворе для инъекций

 

4.3.2. Заполнить таблицу



Препараты

Показания к применению

Побочные эффекты

Кислота ацетилсалициловая

 

 

Индометацин

 

 

Ибупрофен

 

 

Диклофенак натрия

 

 

Напроксен

 

 

Мефенамовая кислота

 

 

Мелоксикам

 

 

Нимесулид

 

 

Целекоксиб

 

 

Парацетамол

 

 

Анальгин

 

 

 

4.3.3 Решить тестовые задания

1.       Какое средство можно назначить больному с язвенной болезнью желудка при лихорадке?

А. Анальгин

В *. Парацетамол

С. Аспирин

Д. Бутадион

Е *. Целекоксиб

 

2.       Выберите средства, которые не нарушают гемопоэз:



А. Анальгин

В. Бутадион

С *. Ацетилсалициловая кислота

Д *. Натрия салицилат

Е. Ибупрофен

 

3.       Укажите средства с наиболее выразительным противовоспалительным эффектом:



А. Ибупрофен

В. Анальгин

С. Кислота ацетилсалициловая

Д *. Ортофен (вольтарен)

Е *. Индометацин

 

4.       Показания к назначению ненаркотических анальгетиков:



А *. Боли в области брюшной полости (колики)

В *. Боли органов малого таза

С. Травматические боли

Д *. Невралгии

Е *. Ревматоидный артрит

 

5.       С чем связано противовоспалительное действие ненаркотических анальгетиков:



А *. Снижают выброс медиаторов воспаления - гистамина, серотонина, брадикинина, простагландинов;

В *. Нарушают синтез простагландинов;

С. Сужают сосуды в месте воспаления;

Д *. Подавляют синтез интерлейкинов;

Е. Улучшают трофику в месте воспаления.

 

 



 

 

5.       Практические задания, которые выполняются на занятии:



Ознакомиться с препаратами учебной коллекции по теме, определить их принадлежность к фармакологической группе и показания к использованию.

 

Обосновать выбор препарата, его лекарственную форму, дозировку, концетрации, путь введения и выписать рецепт:

 

1.       Антипиретик при лихорадке взрослому с язвенной болезнью желудка



2.       Антиревматическое средство в таблетках

3.       Селективный ингибитор циклооксигеназы при ревматоидном артрите

4.       Анальгетик с наиболее выразительным противовоспалительным эффектом в свечах при полиартрите;

5.       Средство из группы преимущественных ингибиторов ЦОГ-2 для лечения остеоартрита;

6.       Болеутоляющее средство при зубной боли;

7.       Средство для лечения невралгии в инъекциях;

8.       Для лечения миалгии, выберите адекватную лекарственную форму.

 

Содержание темы:

Фармакология (Чекман И.С., Туманов В.А., Горчакова Н.А. и др..). - Киев. "Высшая школа". - С. 154-162.

 

6.       Материалы для самоконтроля:



Задания для самоконтроля:

Заполните таблицы № 1 "Классификация не стероидных противовоспалительных средств по способности подавлять изоформы циклооксигеназы" и № 2 "Основные побочные эффекты НПВС"

Таблица № 1

 


Поместите препараты по механизму действия:

Селективные ингибиторы ЦОГ-1

Неселективные ингибиторы (ЦОГ-1 и ЦОГ-2)

Предпочтительные ингибиторы ЦОГ-2

Селективные ингибиторы ЦОГ- 2

 

 

 



 

 

 

 

Таблица № 2

 

Поместите препараты по побочным эффектам


Ульцеро-генный

Гемато-токсический

Антиагрега-ный

Влияние на ткани суставов

Имуноде-прессив-ный

Хондрото ксический

Хондроней тральный

Хондро-протекторный

 

 

 



 

 

 

 

 

 

Задачи для самоконтроля:

ЗАДАЧА 1

 

Больной получал в течение нескольких недель один из нестероидных противовоспалительных средств, так как страдал ревматоидным артритом. Боль и воспаление в суставах значительно уменьшились. Однако больной стал отмечать диспепсические явления, боль в области желудка. В стационар был доставлен с желудочным кровотечением.



А) Определить препарат, его групповую принадлежность, напишите его наиболее известные синонимы

Б) Причина осложнений? Меры профилактики?

 

Задача 2

 

При головной боли получил таблетку анальгетика, которая должна быстро подействовать. Неожиданно появились симптомы сдавления в груди, удушье, обморок. Больному быстро сделали инъекцию соответствующего препарата и симптомы прошли. Какое средство принял больной? Какова причина описанного осложнения? Какое средство было введено парентерально для оказания помощи в этих условиях?



А) Определить препарат, который принял больной.

Б) Назовите его групповую принадлежность и выпишите в виде рецепта.

В) Препарат скорой помощи.

 

 



Тесты для самоконтроля.

1.       После употребления ацетилсалициловой кислоты у пациента появилась боль в животе как следствие обострения язвенной болезни желудка. Что лежит в основе ульцерогенности указаного побочного действия?

А *. Антипростагландиновое действие.

В. Спазм сосудов.

С. Иммунодепрессивный эффект

Д. Желчегонное действие.

Е. Стимулирует действие пепсина

 

2.       При лечении артрита индометацином у больного возникли осложнения со стороны желудочно-кишечного тракта, ЦНС, крови. Каким средством из этой группы необходимо заменить индометацин для снижения побочных эффектов?



А. Бутадионом.

В *. Мелоксикамом.

С. Пироксикамом.

Д. Ибупрофеном.

Е. Диклофенаком натрия.

 

3.       Больной М. 59 лет, с подагрическим артритом, принимает бутадион. После анализа гемограммы врач отменил этот препарат. Какое осложнение со стороны крови вызвал бутадион?



А. Лейкемию

В *. Лейкопению

С. Усиление гемокоагуляции

Д. Снижение гемокоагуляции

Е. Эозинофилию.

 

4.       У больного, после многоразового использования при респираторном заболевании с постоянно повышенной температурой тела использовалось жаропонижающее средство, что привело к появлению тошноты, боли в эпигастрии, правом подреберье. Какой препарат может вызывать такие побочные явления?



А. Ортофен.

В. Витамин С.

С. Анальгин.

Д *. Индометацин.

Е. Спазмалгон.

 

5.       С какой целью используют малые дозы аспирина?



А. Для лечения ревматизма

В. В качестве гипотензивного средства.

С *. В качестве антиагреганта.

Д. В качестве противоязвенных средств.

Е. Для снижения температуры.

 

Литература.

 

Основная

1. Фармакология. (Чекман И.С., Туманов В.А., Горчакова Н.А. и др..) - Киев.

"Высшая школа" 2001. - 518с.

2. Скакун М.П., ​​Посохова К.А. Фармакология. - 2003. - 740 с.

3. Харкевич Д.А., Фармакология. - М.: Медицина, 2005. - 550 с.

4. Машковский М.Д. Лекарственные средства. - 2005. - 1200 с.

5. Материалы лекции проф. В.И. Мамчура

 

 



 

Переутверждено на заседании кафедры ______________ 200__г, протокол № ______



Зав. кафедрой фармакологии, клинической фармакологии и фармакоэкономики, профессор __________ Мамчур В.И.

 

 
Каталог: 209
209 -> Реклама как коммуникативное сообщение
209 -> Ффсо пгу 18. 2-06 Қазақстан Республикасының Білім және ғылым министрлігі
209 -> Синтез адамант-1-ил содержащих 3,4,5-тризамещённых 1H-пиразолов
209 -> Сен деп соққан жүрегім. Д. Ырысбайұлы. Ең аяулы арманым айды құшар барма күн
209 -> Аналитикалыљ химия
209 -> Ұлты: қазақ Туған жылы: 1985ж 21. 07 Туған жері: Батыс Қазақстан облысы Орал қаласы Отбасылық жағдайы
209 -> Магнитные свойства хромзамещенных манганитов sm
209 -> Наименование Автозаправочный комплекс
209 -> Часов 8 апреля 2008 года


Достарыңызбен бөлісу:


©netrefs.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет