Лабораторная работа №14 определение удельного заряда электрона методом магнетрона



Дата29.04.2016
өлшемі49.33 Kb.
түріЛабораторная работа
Лабораторная работа № 14
определение УДЕЛЬНОГО ЗАРЯДА ЭЛЕКТРОНА

МЕТОДОМ МАГНЕТРОНА
Цель работы. Экспериментально определить величину удельного заряда электрона.

Обоснование метода измерения





Магнетроном называется двухэлектродная лампа, помещенная во внешнее магнитное поле. Электроны за счет термоэлектронной эмиссии вылетают из катода, попадают в электрическое поле, определяемое конфигурацией катода-анода, и летят к аноду. Наряду с электрическим полем электроны подвергаются воздействию внешнего магнитного поля. В простейшем случае катод и анод представляют собой коаксиальные цилиндры (Rк « Ra), а магнитное поле создается соленоидом, в который помещается лампа. Вектор индукции внутри лампы направлен вдоль катода и анода (рис.1). Движение электронов происходит в кольцевом пространстве, заключенном между анодом и катодом.

Отметим основные особенности движения электронов. При этом будем полагать:

1) что скорость вылета электронов из катода мала, и ею можно пренебречь, т.е. Vо =0;

2) что радиус катода Rк = 0, вследствие того, что радиус анода Ra » Rк

В отсутствие магнитного поля (В = 0) электроны летят к аноду прямолинейно по радиусам под действием силы электрического поля.

(1)

Вектор направлен вдоль радиуса от анода к катоду.

При включении магнитного поля на движущийся электрон будет действовать сила Лоренца .

(2)

где - заряд электрона; - скорость движения электрона; - индукция магнитного поля.

Согласно уравнению (2) эта сила направлена перпендикулярно скорости движения электрона и индукции магнитного поля.

На рис. 3 показано направление силы Лоренца в момент вылета электрона из катода. Под действием этой силы траектория движения из прямолинейной превращается в криволинейную (рис.2). Сила Лоренца не изменяет величины скорости, а только - ее направление . Пока магнитное поле невелико, все электроны попадают на анод (рис.2,б). Чем больше индукция магнитного поля , тем меньше радиус кривизны траектории, и при некотором значении (критическое) траектория электрона искривляется так, что почти касается анода (рис.2,в).




При > электроны не достигают анода (рис.2,г), и анодный ток падает до нуля. Следует отметить, что траектории движения электронов, строго говоря, не представляют собой окружности, так как скорости электронов изменяются под действием силы электрического поля. Траектория движения в этом случае представляет собой эпициклоиду.

Рис.2


Характеристика магнетрона - зависимость анодного тока Iа от индукции магнитного поля В показана на рис.4. Если исходить из предположения, что для всех электронов V0 = 0, то зависимость Iа = f(B) должна имеет вид кривой 1 (рис.4). Практически же получаемые характеристики имеют вид кривой 2 на рис.4. Это происходит от того, что электроны, движущиеся от катода к аноду, имеют различные скорости (V0  0), кроме того, всегда существует некоторое отступление от строгой симметрии в размерах цилиндрических электродов.

Экспериментальное определение критического магнитного поля Вкр позволяет рассчитать удельный заряд электрона . Рассмотрим эту возможность.

В условиях критического магнитного поля ВКР для электронов, попадающих на анод (определяющих величину анодного тока), справедливо следующее: на пути от катода к аноду ускоряющее электрическое поле совершит работу по перемещению электрона, равную А = еU . Согласно закону сохранения энергии

, (3)
где U - анодное напряжение; е - заряд электрона; m - масса электрона; VКР. - критическая скорость электрона.


При коаксиальной конструкции катода и анода ускорение электрона электрическим полем осуществляется в основном в небольшой области вблизи катода. Следовательно, в остальной области ускорение электрона связано только с силой Лоренца.

Тогда, согласно второму закону Ньютона, можно записать



(4)

Так как сила Лоренца перпендикулярна скорости движения электрона , то в уравнении (4) является нормальным ускорением и, следовательно, , где rКР. - радиус кривизны траектории электрона при критическом магнитном поле.

Уравнение (4) может быть записано

(4х)

В условиях ВКР , rКР = (рис.2,в). Из соотношений (3) и (4х) следует



(5)

Так как магнитное поле создается соленоидом, длина которого намного больше его диаметра, то



, (6)

где 0 - магнитная постоянная; - относительная магнитная проницаемость среды ( = 1); IКР - критический ток через соленоид; N - число витков соленоида; l - длина соленоида.

Согласно (5) с учетом (6), находим

. (7)

Теперь можно, определив магнитное поле ВКР или соответствующий ток соленоида IКР, при котором электроны перестают попадать на анод, пользуясь уравнением (7), рассчитать удельный заряд электрона .



Описание установки и порядок выполнения работы
1. Соберите схему измерений, показанную на рис.5.

2. Снимите зависимость анодного тока магнетрона I от тока соленоида Ic при различных напряжениях на аноде U. Результаты занесите в таблицу измерений.

3. Постройте график зависимости I = f(Ic). По точке перегиба полученной кривой определите IКР.

4. По формуле (5) с учетом (6) или по (7) рассчитайте удельный заряд электрона .

5. Найти среднее значение из трех опытов.





Контрольные вопросы





  1. Что такое магнетрон?

  2. Какие силы действуют на электрон при его движении к аноду?

  3. Куда направлена сила, действующая на электрон со стороны электрического поля?

  4. Куда направлена сила, действующая на электрон со стороны магнитного поля?

  5. Выведите рабочую формулу для определения .

  6. Почему при выводе рабочей формулы не учитывается сила, действующая на электрон со стороны электрического поля? Можно ли ее учесть?

  7. Какие зависимости необходимо снять для определения ?

  8. Какое магнитное поле называется критическим?

  9. Как определяется в работе ВКР, при каких предположениях формула для определения ВКР верна?

  10. Объясните зависимость анодного тока магнетрона от индукции магнитного поля В.



Список литературы

1. Калашников С.Г. Электричество.- М., 1977

2. Савельев И.В. Курс общей физики.- М., 1978.- Т.2 и последующие издания этого курса.

Вывод: Исходя из результатов эксперимента, мы вычислили удельный заряд электрона. Не смотря на возможную погрешность вычислений «на глаз», у нас получился довольно точный результат. Следует сделать вывод, что чем хуже зрение студента, тем больше погрешность и ниже оценка.

Благодарим за сотрудничество.



Любящие вас студенты АВТФ 

Достарыңызбен бөлісу:


©netrefs.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет