Журнал «Альманах мировой науки» (Искусствоведение и культурология)



Дата01.01.2021
өлшемі47.5 Kb.

Журнал «Альманах мировой науки» (Искусствоведение и культурология)

Алексеева Т.П.


Стилизации как художественный метод в творчестве западноевропейских и русских художников XX - XXI веков


ФГБОУ ВО «АГГПУ им. В.М. Шукшина», г. Бийск

Истоки зарождения стилизованного изображение фигуры человека уходят своими корнями в искусство Древнего мира. Оно имело место в росписи керамической посуды античного искусства, в иконописи средневековья, преобладало в творчестве некоторых художников эпохи Возрождения: С. Боттичелли, Эль Греко и т.д. Значительное развитие стилизованного изображения фигуры человека связано с созданием рекламного плаката. Решающую роль в создании рекламного плаката традиционно отводится французской школе графиков и живописцев, работавших в этом жанре: Ж. Шере, О. Домье, А. Тулуз-Лотреку, Т.-А. Стейнлену, А. Мухе, Ф. Буиссе и др. [1, 8 с]. В России стилизованного изображения фигуры человека связано также с созданием рекламного плаката. К плакатному творчеству приобщаются в начале XX века художники художественного объединения «Мир искусства»: Л. Бакст, И. Билибин, М. Врубель и др. При этом необходимо отметить, что благодаря усилиям «мирискусников» в России широкое развитие получили также книжная графика и сценография, где художники широко использовали изображение стилизованной фигуры человека.

Необходимо выделить несколько основных приемов стилизованного изображения фигуры человека: удлинение фигуры, изменение в пропорциях, уменьшение мышечной массы. Рассмотрим эти приемы стилизации более подробно на примере творчества известных художников. Первый прием стилизации основан на удлинении некоторые частей тела человека. Сохранив правильные пропорции между разными частями тела, художник увеличивает высоту тела в одном или двух модулях. В западноевропейском изобразительном искусстве этот прием декоративной стилизации при рисовании фигуры человека наиболее ярко проявился в творчестве постимпрессиониста А. Тулуз-Лотрека, который выработал свой особый стиль. В своих графических работах («Диван Жапоне», «Мулен Руж», «Аристид Брюан в своем кабаре», «Иветт Гильбер») он удлинял фигуры людей, смещая масштабы, доводил до гротеска выразительность контура, наносил вычурные плоские пятна. Например, его афиша «Диван Жапоне», на первом плане которой изображен черный силуэт женской фигуры, сидящей на стуле. Несмотря на то, что несколько вытянутая женская фигура решена очень обобщенно и контрастирует с довольно пестрым вторым планом, она является основным акцентом в композиции афиши. Необходимо сказать, что стиль его плакатов и афиш, основанный на обобщении форм, на динамизации ритма, на выявлении декоративных возможностей линии и цвета, стал неотъемлемой составляющей художников «ар нуво».

Рассмотрим второй прием стилизации, который основан на изображении человека с измененными пропорциями. Согласно этому приему, художник может использовать некоторые типы трансформации, такие как изменение пропорций определенных частей тела с целью персонифицировать фигуру человека или придать рисунку определенный стиль. Некоторые художники используют следующие приемы: увеличение размера головы, увеличение размера глаз, большая гибкость. Примером подобного творчества являются произведения «мирискусника» Л.С. Бакста: «Танцовщица», «Нимфа Эхо». Например, эскиз костюма смуглого танцовщика, который выполнен Л.С. Бакстом к балету «Ориенталии». Фигура смуглого танцовщика удивляет большой гибкостью (как если бы речь шла о модели из резины) [2, 23 с]. Л. Бакст сумел соединить в данном рисунке стилизованной фигуры сочный открытый цвет русского изобразительного фольклора с пышностью и орнаментализмом искусства Востока. При изображении стилизованных человеческих фигур, художник нередко сочетал в своем творчестве и принципы стилизации, и прием организации пространства декоративной композиции (насыщение орнаментом).

Третий прием стилизации основывается на изображении фигуры человека с уменьшением мышечной массы тела. Этот способ позволяет сделать реальную фигуру более стройной, не увеличивая ее и практически не изменяя базовые пропорции. Талия и бедра сужаются, ноги, руки и шея остаются той же длины, но более тонкими, в то время как голова и ступни сохраняют начальный объем. Этот прием декоративной стилизации при рисовании фигуры человека имеет место в графических работах современного алтайского художника И.И. Ортонулова: «Алтын-Кюскю», «Алтын-Туулай», «Кара-Таади-кыс». В основе сюжетов этого художника лежит увлечение алтайским героическим эпосом. Его графика обладает большой художественно-выразительной возможностью, так как вместе со стилизацией человеческой фигуры, в его произведения включен алтайский орнамент и как предмет изображения, и как принцип всей композиции. Для изображенных И.И. Ортонуловым персонажей характерно изящество образов, изменение пропорций, выраженное в худощавости и вытянутости фигур. В рисунках И.И. Ортонулова гармонично сочетается контраст пестрого фона, где царствует орнаментальная система переплетений линий и штрихов, и обобщенное стилизованное изображение фигур. Например, в графической работе И.И. Ортонулова «Алтын-Кюскю» примечательно то, что на первом плане изображена стилизованная женская фигура, которая выполнена обобщенно и просто на контрасте с декоративным фоном. На втором плане – стилизованное изображение окружающего мира: растений, людей и т.д.



В заключении, можно отметить, что декоративная стилизация при изображении фигуры человека, имеющая места как среди западноевропейских так и русских художников, не утратила своей популярности в современном графическом искусстве и продолжает развиваться, совершенствоваться.

Библиографический список

  1. Ученова В.В. Реклама: палитра жанров: В.В. Ученова – М.: РИП-холдинг, 2001. – 95 с.

  2. Шедевры искусства XX века / под ред. Н.А. Борисовской /. – М.: Издательство АСТ – ЛТД, 1997. – 510 с.



Достарыңызбен бөлісу:


©netrefs.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет