Эволюция и инволюция художественного образа многомерного объекта в дизайне одежды



Дата18.04.2016
өлшемі302.63 Kb.
түріАвтореферат диссертации


Министерство образования и науки Российской Федерации

Всероссийский научно-исследовательский институт

технической эстетики

На правах рукописи



Агабабян Каринэ Арамаисовна

ЭВОЛЮЦИЯ И ИНВОЛЮЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ОБРАЗА

МНОГОМЕРНОГО ОБЪЕКТА

В ДИЗАЙНЕ ОДЕЖДЫ

Специальность 17.00.06 – Техническая эстетика и дизайн
Автореферат

диссертации на соискание ученой степени

кандидата искусствоведения

Москва-2006

Работа выполнена во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики.

Научный руководитель: доктор искусствоведения

Е.В. Жердев

Научный консультант: кандидат философских наук Л.Б. Фрейверт


Официальные оппоненты: доктор искусствоведения, профессор И.Н.Савельева,

кандидат искусствоведения

О.Б. Чепурова.

Ведущая организация: Московский государственный университет сервиса


Защита диссертации состоится «27» октября 2006 г. в 11 час. на заседании Диссертационного совета Д. 217.003.01 во Всероссийском научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ) по адресу: 129223, Москва, ВВЦ, корп. 312, ВНИИТЭ.
С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ВНИИТЭ.
Автореферат разослан «26» сентября 2006 г.

Ученый секретарь

Диссертационного совета М.М. КАЛИНИЧЕВА

Общая характеристика работы



Актуальность. Мода является отражением эстетических предпочтений времени. Её всегда вдохновляла связь с искусством, впитывающим в себя функциональные, художественно-образные и культурные аспекты бытия.

Исторические эпохи порождают различные формы искусства и моды. Период модерна был охвачен поисками и ожиданиями нового искусства, футурологическими предчувствиями.

В России футуристическое движение, зародившееся в 1910-е годы, почти одновременно с итальянским, провозгласило символом будущего искусства динамизм как квинтэссенцию художественного творчества.

В таком контексте русские художники – авангардисты (А.Родченко, В.Татлин, К.Малевич, Н.Габо и др.) создавали первые кинетические конструкции. В середине XX века В.Вазарели была создана серия кинетических картин, составленных из повторяющихся линий, изменяющихся в зависимости от положения зрителя. Применив аксонометрическую проекцию, он имитировал движение самого зрителя и тем самым достигал особой динамики.

К созданию кинетических объектов обращались отечественные художники группы «Движение» в 60-х – 70-х годах прошлого века (Л.Нусберг, В.Акулинин, Ф.Инфанте и др.). В основе творчества художников - кинетистов этой группы лежала идея соединения света, цвета, звука, движения.

В тот же период идея кинетизма нашла свое отражение в творчестве В.Колейчука. Она легла и в основу концепции многомерных объектов художника Р. Хачатряна. В процессе движения этих объектов и зрителя можно наблюдать множество пластических художественно-образных форм, представляющих интерес и для дизайна одежды.

Сам характер кинетического искусства предопределяет интерес художников-модельеров к процессу взаимодействия зрителя с модой в пространстве и времени. Мода всегда нуждается в новых интересных и актуальных решениях, выходящих за пределы плоской двухмерности и иллюзорной трехмерности, она стремится к новым открытиям и измерениям.

Художники–модельеры выражают через одежду стиль эпохи. Они стилизуют современную жизнь, как итальянские футуристы - красоту скорости. В платьях М.Вионне, обеспечивающих естественность и свободу движения, легко было танцевать джаз и водить машину. Г.Шанель стремилась выразить в одежде характер наступившего века техники и спорта, телесного раскрепощения и небывалой свободы художественных форм. П.Пуаре, ставший в свое время диктатором моды, разрабатывал не только фасон платья, но и задавал стиль жизни.

Сегодня в области отечественного дизайна одежды выделяются научные исследования по теоретическим основам гармонизации костюма и художественно–конструкторского анализа (И.Савельева), по методике разработки трансформативных систем в костюме (Г.Петушкова и О.Терпенева), по вопросам стиля в костюме XX века (Т.Козлова и Е. Ильичева). Однако до настоящего времени нет единой теории и методологии, в рамках которой могла бы решаться проблема динамической формы костюма, отвечающей современным требованиям стиля и моды, дизайна одежды, мгновенно впитывающего в себя и перерабатывающего новые тенденции в искусстве.

За основу для поиска подходов к решению указанных выше вопросов в дизайне одежды взят опыт художественной концепции Р.Хачатряна. Она позволяет сделать не только актуальным, но и возможным исследование эволюции и инволюции художественного образа многомерного объекта в моделировании одежды как элемента средового дизайна.



Цели и задачи исследования. Целью исследования является выявление закономерностей эволюции и инволюции многомерных художественных образов в объектах средового дизайна на примере одежды.

В связи с этим ставятся следующие задачи:

1. Провести аналитический обзор художественных и литературных источников на примере культур Древней Греции и Японии XVII – XIX века для выявления:

а) принципов формирования индивидуального силуэта как приспособления одежды к фигуре носителя;

б) скульптурно-объемных подходов к формированию одежды;

в) включенности одежды как объекта средового функционирования в пространственно-временной контекст.

2. В традиционных принципах создания одежды выявить компоненты, актуальные для современной моды и для формирования многомерных объектов одежды:

а) движение во времени и пространстве, вариабельность форм, диалектическое развитие образа;

б) создание серий индивидуализированных образов.

3. Сравнить системные принципы формообразования в создании многомерных объектов и объектов одежды.

4. Рассмотреть особенности формообразования многомерных объектов Хачатряна для их экстраполирования в дизайн одежды.

5. Синтезировать формообразующие принципы многомерного объекта с принципами разработки новых моделей одежды, где учтены пространственно-временные особенности среды и человеческой индивидуальности.



Объект исследования - одежда как многомерный пространственно-временной элемент средового дизайна.

Предмет исследования - эволюция и инволюция художественного образа одежды как многомерного объекта.

Границы исследования определены охватом периодов культур Древней Греции, Японии XVII-XIX веков, модерна, конструктивизма и постмодерна.

Методика исследования имеет своей основой художественно-конструкторский анализ. Аналитический подход использован в построении сравнительной системы рассматриваемых явлений с позиций искусства и дизайна. Полученные результаты используются при проектировании одежды. Определение понятия многомерного объекта в пластических искусствах и искусствоведческой литературе экстраполируется в дизайн.

В проектной составляющей были привлечены конкретные исторические факты и художественные концепции, родственные предмету исследования.



Научная новизна исследования заключается в том, что впервые разработан метод моделирования многомерного объекта одежды как пространственно-временного элемента средового дизайна. Многомерный объект здесь представлен как сложная и вариабельная система, предназначенная для развития во взаимодействии с внешней средой. Действие этих новых структурообразующих принципов рассматривается на примере одежды как пространственно-временного объекта, форма которого в процессе движения эволюционирует и инволюционирует при взаимном перемещении и наложении её элементов. По спиральному принципу происходит сжатие и расширение формы, символизируя собой эволюцию и инволюцию, бесконечное возрождение жизни.

Научно–методическая и практическая значимость исследования состоит в разработке новой методической концепции формообразующих принципов многомерного объекта одежды как системного средового объекта. Выявлены системообразующие свойства многомерного объекта и типология его построения для их экстраполяции в дизайн одежды, с использованием принципа индивидуального проектирования.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации нашли отражение в научных статьях (Москва, 2000, 2001, 2006 г.), (Санкт – Петербург, 2004г.), в тезисах докладов на Международных научно-методических конференциях в Московском университете дизайна и технологий (Москва, 2000, 2001, 2003 гг.), на конференции «Дизайн в инновационной деятельности», проходившей в рамках VI Международного салона инноваций и инвестиций (Москва, ВВЦ, февраль 2006 г.).

Материалы и методические исследования («Художественный образ и стиль в современной моде», «Денди и создание современных образов») использованы в курсовом и дипломном проектировании на кафедре «Дизайн» Московского государственного университета дизайна и технологий.

Авторские коллекции по теме диссертации демонстрировались на международных и отечественных выставках, на мероприятиях, посвященных моде и стилю. Проектные идеи были использованы в парадных костюмах, предназначенных для торжественных мероприятий, и в деловых, для проведения игровых матчей спортсменов женской олимпийской сборной по шахматам Российской Федерации (2004 г.), и в парадных костюмах олимпийской сборной по фигурному катанию на коньках (2005 г.).

Структура диссертации.

Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и приложения.



Краткое содержание работы

Во введении обосновывается актуальность изучения многомерных объектов в искусстве и многомерности в дизайне в целом. Характеризуется степень разработанности проблемы многомерности художественного образа, определяются цели и задачи исследования, его методологические установки, а также выявляются положения научного исследования, которые и определяют структуру и ход работы.



В главе 1 «Анализ художественных и научных источников по эволюции и инволюции многомерных объектов» рассматривается роль кинетизма в формировании концепции многомерного художественно-образного объекта одежды (раздел 1.1.), анализируются многомерные объекты Хачатряна (раздел 1.2.), свойственные им принципы формирования «семейства многомерного объекта» (раздел 1.3.) и типы многомерных пространственных средовых объектов – триад, включающих в себя следующие компоненты: объект-скульптуру (отправная точка), объект - живопись в пространстве, объект - открытую форму.

В разделе 1.1. рассматривается «Кинетическое искусство как предпосылка для создания многомерного объекта». Кинетизм (греч. Kineticos – «приводящий в движение») - направление в современном искусстве, связанное с широким применением перемещаемых и изменяемых объектов, в основе которого лежит идея движения формы. Под динамикой объекта понимается также любое его изменение, трансформация, то есть любая форма «жизни» произведения, в то время как его созерцает зритель.

Кинетизм зародился ещё в народном творчестве. Оно продемонстрировало нам образцы движущихся объектов из игрушек, например, деревянные «птицы счастья» из Архангельской области, механические игрушки, имитирующие трудовые процессы, из села Богородское и др. В кинетическом искусстве движение вводится различными способами. Некоторые произведения динамически преобразуются самим зрителем, другие - колебаниями воздушной среды, а третьи приводятся в движение мотором или электромагнитными силами. Бесконечно разнообразие используемых материалов – от традиционных до сверхсовременных технических средств, вплоть до компьютеров и лазеров. Часто в кинетических композициях применяются зеркала. Во многих случаях иллюзия движения создается меняющимся освещением: здесь кинетизм смыкается с оп-артом. Приемы кинетизма широко используются при организации выставок, ярмарок, дискотек, в оформлении площадей, парков, общественных интерьеров. Кинетизм стремится к синтезу искусств: движение объекта в пространстве может дополняться эффектами освещения, звуком, цвето-музыкой, кинофильмом и др.

Кинетизм заявил о себе в начале XX века работами А.Родченко, В.Татлина, И.Клюна, К.Малевича, К.Мельникова, Н.Габо и др. В их работах использовались мобильные трансформирующиеся формы, приводимые в действие рукой, воздухом, мотором, что превращало искусство в род машины, символизируя концептуальные принципы дизайна.

В 1920 г. Габо сформулировал концепцию кинетизма, синтезировал элементы науки, философии, искусства. В его творчестве современные материалы, ясная форма, регулярность строгой геометрии и точные расчеты в сочетании с вдохновением и фантазией, воплощали совершенно новую эстетику. Его работы, состоящие из проволок, грузов, шнуров, жестких каркасов, пространственных плоскостей, просвечивающих конфигураций, создавали ощущение глубокой, необычной пространственности.

В эти же годы проектировались минималистические трансформирующиеся конструкции А.Родченко и К.Иогансона, проекты Татлина, Мельникова, Эль-Лисицкого, основанные на взаимодействии движущихся и зрителей, и объектов. Несколько позже в США А.Кодлер разработал так называемые мобили с вращательным или поступательным движением отдельных частей, активно взаимодействующих со средой.

Кинетическое искусство окончательно оформилось в 1960-е годы. Художники с помощью многообразных средств оптико-акустического воздействия (изменчивость механической структуры, применение света и стереозвука) воплощали в пространственных композициях специфический образ современной научно-технической революции. Чтобы втянуть зрителя как активного участника в свое произведение, художники создавали трехмерные конструкции, которые зритель должен пройти или обойти. Наиболее изобретательным в этом плане был В.Вазарели. Его объекты побуждали зрителя двигаться взад-вперед, и, когда он делал это, казалось, будто форма произведения сама приходила в движение, то расширяясь, то сжимаясь.

Традиции минималистического объекта - мобиля и синтетической среды развили в своем творчестве советские кинетисты 1960-х годов, лидеры группы «Движение» Л.Нусберг, Ф.Инфанте, В.Акулинин. Возрождая традиции конструктивизма, последовательно переходя от станковой живописи и графики к дизайну, эта группа использовала новые технологические эффекты и создавала пространственно-временную среду с участием зрителя. Группа «Движение» занималась проектированием синтетических зрелищ с использованием движения света, газа, трехмерных элементов и кинопроекций. Свой вариант продолжения традиций Родченко и Габо - проекты самодвижущихся структур - в кинетизме создал В.Колейчук как в составе организованной им группы «Мир», так и индивидуально.

В 1980-90-е годы кинетическое искусство балансирует между сферами минималистской скульптуры и экспериментального дизайна, использующее парадоксы зрительного восприятия, разрабатывает проблемы взаимодействия реального и изображенного пространства. Исходная ситуация базируется здесь на означении дизайнером чего-либо в качестве материала для творчества: это могут быть серии элементов - высокоорганизованные и простейшие, несущие сложные и простые смыслы. Затем «происходит трансформация исходных элементов, в результате появляется некий добавочный смысл – целостный образ, как бы сотканный из взаимодополняющих или взаимоисключающих визуальных-культурных, смысловых и других цитат»1. Процедура переозначения, перевода законченной визуальной формы в ранг исходного материала для последующего преобразования стала широко распространенным приемом в дизайне.

Естественно, что сложная художественная форма не может адекватно отражаться только линейными характеристиками статичных трех измерений. Динамически перетекающие очертания форм, т.е. их трансформация в пространстве, создают ощущение многомерности.

Кинетическое искусство нашло свое отражение и в творчестве художников-модельеров, выражающих через образ одежды стиль эпохи. Благодаря гению моды П. Пуаре женщины получили освобождение от оков корсетов и пышных причесок. Он учил женщин чувствовать, знать и любить свое собственное тело. Платья М. Вионне в «античном» стиле обеспечивали естественность и свободу движения. Г. Шанель также творила в духе кинетизма, обеспечивая свободу движения носившему одежду. Ее стиль ориентирован на образ активной деловой женщины.

Всё это говорит о том, что дизайн одежды, мода являются отражением своего времени, его динамики, стилевых и художественно-культурных течений. Поэтому последователи футуризма, кубизма, кинетизма, сюрреализма и других художественных направлений стремились отыскать и ввести в искусство новые формы, отражающие динамическую сущность века: «Элемент движения усиливается в искусстве, обычно, в связи с усложнением общественной жизни. … городские цивилизации порождают крайне напряженные формы…»2.

Искусство выходит за пределы двухмерности и трехмерности, оно ориентировано на открытие новых измерений: «Дальнейший путь ведет в сторону умножения направлений, которые захватывают все измерения, вплоть до бесконечного числа направлений, … силовых индивиду-альностей»3. Именно поэтому интерес дизайнеров к проявлениям индивидуального динамизма образов наиболее четко обозначен в проектировании средовых объектов. Если их цель - создание гармоничного образа человека - личности, то комбинаторика элементов и мотивов средовых помещений и одежды представляет для них практический интерес. Опыт искусствоведческого анализа дизайнерской проблематики показал, что системный подход к художественной образности среды требует включенности костюма в общий стиль, не исключающий полистилистики и эклектики.

В связи с этим современный этап развития дизайна выдвинул целый ряд задач. Главной среди них является, на наш взгляд, синтезирование языка дизайна, призванного объединить в едином образе вариабельного объекта многочисленные аспекты его формальных признаков: «…описания, различные по исходным установкам, … создают не идентичную картину объекта, а скорее некий образ его, который изменяется и во времени, и в зависимости от цели описания»4.

Сегодня создатели моды – выразители человеческих эмоций, передатчики пульса времени прошлого сквозь призму собственного ощущения в настоящее. Поэтому в одежде является чрезвычайно важным и актуальным момент индивидуализации. Культура такого подхода к моделированию существует издавна, и принципы формообразования одежды непосредственно на фигуре используются в современных проектах. Для многих фирм, в том числе и домов Высокой моды, пожелания потребителя, клиента, зачастую бывают определяющими. Общая концепция современной моды констатирует открытую приверженность к демократизму как к свободе индивидуального самовыражения. Это проявляется во всех основных параметрах, определяющих моду через дизайн формы и силуэта, в использовании различных материалов, фактур и цветов.

Раздел 1.2. «Многомерный объект в творчестве Рудольфа Хачатряна» рассматривает проблемы сложных пространственно-временных измерений, глубинного философского понимания многомерности образа. Его объекты обладают свойствами знаков и знаковых систем, раскрывают особенности психологической и философской сторон таланта художника. Поэтому его творчество органично рассматривать с применением семиотических подходов. Для Хачатряна многомерный объект – движущаяся формула, выражение эволюционно-инволюционной сущности человека в пространстве, также многомерном. Ряд искусствоведов оценивает это направление как открытие в современном искусстве (Д.Сарабьянов, Л.Турчин, М.Кливар, Л.Абрамян, А. Тарковский и др.).

В работах этого мастера содержатся новые пространственные формы и сложные, двуединые образы. Содержащаяся в них «формула человека» несет в себе метафорические идеи начала/конца, двуединства, зеркальности. Они эволюционируют в свойственный традиционному армянскому искусству символ вечности – бесконечное вращение (что может ассоциироваться как с архаикой и народным искусством, так и с идеями спиральности и использованием зеркала у Д. Ле Парка).

Выражением многомерности у Хачатряна является трехмерная пространственная форма, образованная перпендикулярным соединением и наслоением двух плоскостных формул. Взаимосвязь между объектами настолько сильна, что, находясь в едином выставочном пространстве, включающем в себя как объемно-пространственные, так и живописные и графические произведения, они почти утрачивают свою самостоятельность, превращаясь в многомерный объект высшего порядка. Зритель, попадая в его энергетическое поле, включается в эту сложную структуру.

Многомерный объект представляет собой сплав живописи, графики и скульптуры. Его живописные свойства проявляются и за счет наложения теней одной плоскости на другую. Возникающие сложные светотеневые рисунки возможно фиксировать в процессе работы. Объекты Хачатряна предполагают сложную кинетику материи во времени и пространстве, вращательное и одновременно поступательное, эволюционное и инволюционное, движение от фигуры к фигуре. Оно содержит множество образований различных форм.

Творчество художника несет в себе синтез архаики и современности, сочетание традиционных элементов древнего армянского и переднеазиатского искусства и кинетических приемов авангарда ХХ века. Открытые сквозные формы в пространстве возникают следующим образом: две плоские формы, соединяясь, становятся многомерным объектом, символически выражая «формулу человека»: рождение/смерть-материнство-двойничество-зеркальность-рождение/смерть.

При всей философско-образной наполненности многомерных объектов, они содержат в себе большую долю декоративности, а потому могут восприниматься как несущие функцию украшения, как элементы интерьера, вещи, организующие пространство. Многомерный скульптурный объект способен существовать и как стабильный, и как мобильный, в процессе движения перетекая в различные состояния. Здесь наличествуют элементы и кинетического дизайна. Возникающие новые формы можно использовать также в дизайне одежды, которая работает в пространстве как движущийся средовой объект, а человек - центр этого объекта - в прямом смысле слова несет на себе свое мировосприятие. Таким образом, многомерный объект в одежде позволяет выявить индивидуальность и Я-концепцию личности.

Сам Хачатрян выделяет двенадцать основных этапов на пути создания многомерного объекта. К вышеупомянутым этапам относятся образ и структурная идея материнства, тема двуединства в динамике, импровизированные диалоги и др.

В разделе 1.3. рассматривается Понятие и принципы формирования «семейства многомерного объекта как примера эволюции и инволюции художественного образа». Понятие семейства многомерных объектов возникло благодаря их особенностям, которые приближают их к миру природы на самом глубинном, «клеточном» уровне. Тема семьи, рода, культурной памяти играет большую роль в концепции Хачатряна и также вписывает ее в культурный контекст постмодерна с его идеями «следа», «гипертекста».

Каждый из объектов имеет более мужественную или женственную образность. Художник получает квазибиоло-гическое потомство первоначальных объектов. Уже первый гибридный потомок имеет перекрещивающиеся плоскости, края которых расположены ближе к вертикальной оси, и более сложные очертания, т. к. «ребенок» унаследовал причудливую мозаику черт «родителей». Во время «скрещивания» объект эволюционирует, усложняясь по форме, и одновременно инволюционно сжимается, фактически превращаясь в подобие тотемного столба, имеющего сложный рельефный орнамент. Стремление фигуры к минимализму, сведение ее к линии символизирует обратимость смерти-рождения.

Раздел 1.4. «Типы многомерных пространственных средовых объектов - триада» раскрывает формообразующие принципы создания новых видов объектов. Триада включает в себя следующие компоненты: объект-скульптуру (отправная точка), объект - живопись в пространстве, объект - открытую форму. Они могут служить источником новых идей в формообразовании. Скульптурный вариант служит для работы над формой, живописный - для индивидуализации образа, пространственный – для моделирования среды, воплощения эволюционных и инволюционных процессов. Это обеспечивает широкие возможности разнообразить стилевые решения в дизайне одежды. Такой подход оставляет открытым путь к дальнейшим исследованиям.

Многомерные объекты Хачатряна содержат новые философско-образные решения. Поэтому они могут рассматриваться и как объект средового дизайна, моделирующий не только окружающее пространство, но и пути и возможности его развития, а также способы его восприятия. Основы формопостроения этих объектов – кинетически воспринимаемые и действующие пропорции и объемы, цветовые и фактурные особенности, порождающие новую образность. В облике этих объектов прослеживается динамика их создания и их эволюционного и инволюционного развития.



Глава 2 «Экстраполяция композиционно-конструктивных закономерностей многомерных объектов Р. Хачатряна на дизайн объектов одежды» рассматривает общие формообразующие принципы этих артефактов. Здесь выявлены композиционные элементы и их роль (раздел 2.1.), рассмотрены принципы корреляции отдельных элементов и средств композиции объектов (раздел 2.2.) и значение симметрии/асимметрии и пропорциональных соотношений в дизайне одежды (раздел 2.3.)

Раздел 2.1 содержит Художественно-конструкторский анализ (ХКА) образцов многомерных объектов, выявление композиционно-конструктивных элементов, средств и частоты встречаемости. В исследовании составлен каталог из 48 образцов, которые дают представление о полном диапазоне этого направления в творчестве художника. Объекты-образцы были выбраны с учетом наибольшей характерности выявленных элементов. Для анализа использована методика И.Савельевой, адаптированная к изучению многомерного объекта.

На этой основе получены следующие результаты:


  1. Применение художником различных материалов не оказывает заметного влияния на характер формы, что и позволяет переносить данные приемы формообразования на другие материалы и использовать в дизайне среды.

  2. Преобладание ахроматической цветовой гаммы способствует наиболее рельефному подчеркиванию автономной выразительности формы, линии, светотеневой игры. Методом художественно-конструкторского анализа выявлены характерные особенности многомерных объектов, их конструктивные возможности. Принципы расположения рисунков и их характера применимы как на одежде, так и на других средовых дизайн-объектах для создания новой образности.

  3. Расположение и цветовая гамма декоративных элементов в целом носят традиционный характер и сходны с применяемыми в одежде.

  4. Одинарные, сдвоенные и строенные объекты имеют различные геометрические виды соединений формы и способы членения, что позволяет создавать сложные конфигурации в одежде. Этим создается эффект многомерности, разворачиваемой и во временном континууме.

  5. В многомерных объектах характерно преобладание асимметрии в конструкции и рисунке, что подчеркивает динамичность объекта и соответствует современным направлениям в концептуальном дизайне одежды.

  6. Особо важная роль в многомерных объектах отводится контрастированию формы, цвета и фактуры, потому что оно также насыщено потенциальным движением.

Проведенный анализ дает точное представление о составляющих многомерного объекта, помогает систематизировать их для проектной деятельности в дизайне одежды и других средовых объектов.

В разделе 2.2. «Принципы корреляции отдельных элементов и средств композиции объектов» построено дерево уровней и сочетаний элементов и средств композиции многомерных объектов. Оно выполнено по результату предыдущего раздела и приведено в определенный структурно–геометрический вид, демонстрирующий построение цепочки взаимосвязанных элементов и средств композиции с разной степенью значимости в многомерных объектах.

Выявлено, что ни один прием не достигает частоты более 87,5%; т.е. многомерные объекты не поддаются полной унификации и взаимосвязаны семейным родством посредством многовариантного набора элементов и композиционных средств. Этот принцип экстраполируется на объекты дизайна и дает богатые возможности для индивидуального формообразования в дизайне одежды. Она также является пространственным, кинетическим средовым объектом, а человек - его центр – выносит в пространственно-временной континуум свое мировосприятие и Я-концепцию.

Наиболее характерны однородность и контрастность, симметрии и асимметрии на разных уровнях формы. При этом преобладает тип геометрического объекта, состоящего из одной, не расчленяемой на составные части фигуры (одинарной). Это способствует легкости восприятия образа, что важно для зрителя. Многомерные объекты, будучи образованиями системными и «модуляторами пространства», приспособлены к выражению концептуальных начал движения и развития и одновременно открыты для человеческого восприятия.

Раздел 2.3. «Значение видов симметрии и асимметрии и пропорционально-масштабных соотношений в формообразовании объекта одежды» рассматривает принципы согласования элементов формы объекта и способов его движения в пространстве. Основой для преобразования форм многомерных объектов в дизайне одежды, послужили симметрийные схемы, содержащиеся в работе Петушковой. Представлены геометрически закономерные плоские формы и их преобразования в объемные структуры по алгоритму зеркальной, поворотной симметрии и симметрии подобия. Поэтому, хотя в объектах Хачатряна «доминирует крестовидный остов», «по своей сути /они/ близки шару»5. Отметим, что для конструктивизма, кинетизма и оп-арта было характерно пристрастие к шару и овалу (Родченко, Вазарели, Ф. Мореле, А. Дуартэ, Ле Парк, Колейчук). Это закономерно, потому что они сочетают в себе свойства идеальной формы и способности к движению. Геометрический принцип организации трансформа-тивных систем костюма (ТСК), уже известный в теории костюма, помогает преобразовать форму многомерного объекта в форму объекта одежды, придать ему динамизм. Все вращательные движения костюма происходят относительно фигуры человека, в том числе и приемы поворотной симметрии на 45, , 60 и 900.

Преобладающие геометрические композиционные схемы – крестообразные пересечения вертикальных плоскостей – содержат в себе способность к трансформации и движению. Ахроматическая цветовая гамма способствует графической выразительности линий и пропорциональных соотношений плоскостных элементов формы. Этим же целям служит и разнообразие фактур. Сочетание симметрии в конструкции с асимметрией в рисунке усиливает динамизм формы, ее многозначность и многомерность. Она воспринимается зрителем не просто как пространственное перемещение элементов в заданном направлении, а как процесс, в котором модифицируются и сами объекты, и их взаимоотношения с пространством, и их восприятие.

Важную роль здесь играет приемы лабиринта и авторской дематериализации формы (эффекты пустоты, композиционных пауз в духе Г.Мура). Таким путем формальные элементы объединяются в единое целое, живущее во времени.

Рассмотрены вопросы пропорций и масштабов в творчестве Хачатряна. Одной из основных черт стиля художника является гулливеризация (Кливар), т. е. стремление сочетать чрезвычайно большие и чрезвычайно мелкие форматы художественных элементов, что также способствует динамизму и многомерности. А преувеличенно большие «руки» и «ноги» акцентируют мотивы пути и развития.



Глава 3 «Разработка многомерных объектов одежды с учетом внешней среды и индивидуальных особенностей человека» рассматривает связи стилистического контекста современной моды и концепции многомерного объекта (3.1.); рассматривается ретроспектива – появление прото-многомерных объектов в одежде Древней Греции и Японии XVII-XIX вв. (3.2.); некоторые современные концепции в отдельных деталях родственны многомерному объекту, что демонстрируется в разделе (3.3.). Затем рассматриваются пути эволюции индивидуального образа человека и создание объектов одежды с применением формообразующих принципов многомерных объектов (3.4.). Собственно эволюция и инволюция многомерных объектов и их жизнь в пространстве рассматривается в разделе 3.5.

В разделе 3.1. «Стилистический контекст современной моды и концепция многомерного объекта» выявлено, что культура индивидуального подхода к моделированию существовала издавна, и принципы ее формообразования на фигуре могут использоваться и для современных проектов. В сегодняшнем мире моды и дизайна полистилистика и эклектика дает возможность для индивидуального выбора, для воплощения собственной Я-концепции.

Прямое заимствование элементов художественного творчества в реальную действительность, свойственное культуре нашего времени «обытовление» предметов и сюжетов «чистого искусства» придает им семантико-культурную многослойность. Это воплощается и в предметах одежды, формообразующей основой которых служат многомерные объекты Хачатряна.

В современном обществе различия между мужской и женской одеждой сглажены, что может восприниматься и как воплощение идеи целостного человека. В культуре нашего времени это проявляется на бытовом уровне и в формах одежды унисекс, и в андрогинных образах дендизма, а в обобщенно-философском плане – в многомерном объекте Хачатряна, где обычно сливаются мужское и женское начала.

Стиль денди, претендующий на аристократизм и элитарность, также косвенно подтверждает противодействие унификаторским тенденциям в современной культуре. Парадоксальным образом это рифмуется с принципами духовного избранничества, так ненавязчиво проявленных в творчестве Хачатряна. Художник вложил в создание своей формулы человека коренящийся еще в древнем синкретизме принцип андрогинности.

Раздел 3.2 посвящен рассмотрению формообразующих принципов исторического кроя на примере традиционной одежды Древней Греции и Японии XVII-XIX веков. Данным культурам было весьма свойственно ощущение изменчивости времени и жизни, что нашло свое отражение в одежде – хитоне и кимоно. Здесь мы видим богатейшие возможности для формирования индивидуального силуэта. Одежда включается как объект средового функционирования в пространственно-временной контекст и обладает свойствами скульптуры, объема.

Европа в ХХ веке вновь обращается к наследию античности: ведь именно там заложены свойственные европейской культуре динамизм, активность, действенность, что воплощается и в подвижных, струящихся складках туник и хитонов.

Легкая асимметрия складок на фигурах демонстрирует нам возможности к изменению, скрытое движение жизни. Те геометрические формы на фигуре, которые учитывают ее индивидуальные особенности, воспринимаются как стадия, фиксированная поясом.

В японском мировосприятии один из основных компонентов – тонкое ощущение изменчивости времени, неповторимости мига. В традиционной японской одежде кимоно мы видим и изысканную минималистическую простоту кроя, позволяющую приспособить одежду к индивидуальности ее носителя.

Выявлено на примерах исторических рисунков, что греки и японцы могли моделировать простейшие геометрические формы на фигуре, учитывая свои индивидуальные особенности и используя пояс как элемент, фиксирующий объемы. Иначе говоря, древнегреческий хитон и японское кимоно являются прото-многомерными объектами. Это выявляется на схемах образования традиционных форм одежды – хитона и кимоно.

В кимоно, разработанном автором исследования, форма и расположение орнамента соответствуют японским традициям. Здесь сочетаются принципы симметрии и асимметрии. Орнамент же разработан на основе многомерного объекта. Тем не менее, такое кимоно вполне может быть не только концептуальной, но и носимой одеждой особого назначения вне дальневосточной традиции.

В Японии значительно сильнее, чем на Западе, развита культура работы с объемами (оригами). В современных направлениях моды тенденции объемности, зарожденные в японском дизайне, предваряют появление многомерных объектов одежды.



Некоторые новые концепции создания одежды в культурном контексте эпохи и их связь с многомерным объектом анализируются в разделе 3.3. Концепции И.Мияке, Х.Чалаяна, Р.Кавакубо, Й.Ямамото рассматриваются как концптуальные предпосылки развития многомерности в одежде.

Проект «А-Рос» Мияке - попытка создать одежду без швов на основе современных технологий и традиционного японского понимания одежды. Одно из проявлений радикальной моды, тенденций к индивидуализации, формирования костюма непосредственно на фигуре человека. Вырезая ножницами из рулона трикотажа свой индивидуальный вариант костюма, покупатель как бы становится соавтором дизайнера. Но в этих костюмах вариабельность присутствует только в момент выбора, а в дальнейшем форма остается фиксированной. В отличие от изделий «А-Рос», многомерные объекты способны трансформироваться, эволюционировать и инволюционировать в процессе ношения, влияя на внешнюю среду.

Чалаян лепит платья как скульптуру, не повторяющую очертания и пропорции тела. Предметы мебели, трансформирующиеся в элементы костюма, декларируют связь одежды и внешней среды. Тем самым, независимо от концепции Габричевского, подчеркиваются влияния и связи «одежды и здания». Но у Чалаяна эти функции дистанцированы и «не просвечивают» одна через другую, в отличие от многомерных объектов в одежде. Эта оболочка не только выражает внутреннюю концепцию, а живет самостоятельной жизнью. Скульптурную основу имеет и объект Хачатряна, но он выявляет в процессуальную многомерность, многовариантность, а не простую дихотомию.

Кавакубо придерживается традиций японской эстетики, где неправильность и несовершенство традиционно ценятся как принцип живого. Но эти формы остаются фиксированными, а способность к развитию во времени – потенциальной, нереализованной.

Ямамото - один из первых дизайнеров, кто вернул форме одежды объемность. Новые объемы перешли из концептуального дизайна в область носимой одежды, что послужило знаком начала иных тенденций. Такая одежда, при правильном обращении, помогает скрывать и выявлять свойства фигуры индивида, вступает в диалог с окружающим его пространством, проявляет способность трансформироваться и трансформировать среду, но она сохраняет образную константу.

Одежда на основе многомерного объекта также «живет» в пространстве как бы независимо от объемов тела, при этом ее разнообразные динамичные формы воспринимаются как фазы процесса движения, порождая различные образы.



Раздел 3.4. «Эволюция индивидуального образа человека и создание одежды на основе формообразующих и декоративных принципов многомерных объектов» рассматривает этапы проектирования и внедрения объекта одежды.

Формообразующие принципы продемонстрированы на модели «Трехмерный образ». Декоративные принципы представлены в кимоно, которое декорировано многомерным объектом, выполненным в технике гобелена. Система поэтапной разработки изделий следующая:

I. Предварительный этап.

1. Изучение предпроектной ситуации. Анализ модных тенденций.

2. Определение образно-творческой задачи.

II. Этап разработки.

1. Выбор творческого источника.

2. Разработка образа.

3. Переработка творческого источника в соответствии с конкретизированной образной задачей.

III. Проектный этап.

1. Разработка ряда эскизов на основе выбранного источника.

2. Изготовление лекала по выбранному эскизу в соответствии с фигурой человека.

3. Выявление площадей цветовых соотношений.

IV. Этап реализации замысла.

1. Подбор ткани, соответствующей по качеству поставленной задаче.

2. Раскрой по изготовленным лекалам.

3. Пошив проектного изделия.

V. Этап внедрения.

1. Фото изделия на человеке – создание трёхмерного образа.

2. Представление работы в каталогах и на выставках.



В разделе 3.5. «Эволюция и инволюция многомерных объектов и проекция их движения в трехмерном пространстве» представлены различные модификации многомерных объектов, выполненных в трехмерной графике. Они представляют реальные возможности пространственного моделирования. Для подобных преобразований могут быть использованы различные виды многомерных объектов, скульптурный в первую очередь; живописный и пространственный будут следующим этапом преобразований пространственного моделирования среды. Различные модификации будут способствовать созданию разнообразных многомерных объектов в дизайне одежды целью индивидуализации образа, вплоть до воплощения Я-концепции конкретного человека, буквально несущего на себе свое мировоззрение и мироощущение.
ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

  1. Разработан метод моделирования многомерного объекта одежды как пространственно-временного элемента средового дизайна.

  2. Установлено, что многомерный объект представляет собой сложную и вариабельную систему, предназначенную для взаимодействия с внешней средой. Он может служить формообразующей основой для различных единичных и комплексных дизайн-объектов среды.

  3. Определено, что художественный образ многомерного объекта одежды эволюционирует и инволюционирует при взаимном перемещении и наложении элементов ее формы по спиральному принципу расширения и сжатия.

  4. Установлено, что многомерные объекты являются системными образованиями, принципы построения которых экстраполируемы в дизайн одежды.

  5. Анализ исторических источников выявляет органичность появления многомерных объектов в современном дизайне одежды. Актуальность принципов многомерности подтверждается также анализом современных параллелей в искусстве и в моде.

  6. Многомерный объект позволяет создавать индивидуализированные образы с применением комбинаторики, с учетом антропометрических, психологических и мировоззренческих особенностей человека.

  7. Взаимодействуя с человеческой личностью, многомерный объект выступает и как динамический преобразователь, модулятор пространства.

Основные публикации по теме диссертации:

  1. Денди Dandy–стиль. Его актуальность вчера и сегодня// Тезисы докладов Международной научно-технической конференции «Актуальные проблемы науки, техники и экономики легкой промышленности» (Москва, 19-21 апреля 2000 года). – М.: Московский Государственный Университет дизайна и технологии, 2000. – С.335 – 336.

  2. Особенности современной моды и их отражение в коллекциях международных фирм// Московский государственный университет дизайна и технологии. Непрерывное профессиональное образование в области технологии, конструирования изделий легкой промышленности: Сб. тезисов докладов на Третьей Международной научно-методической конференции (Россия, Москва, 15-16 марта 2001г.). – М.:НИЦ Инженер, Московский государственный университет дизайна и технологии, 2001. – С.115.

  3. Мода и дизайн: Исторический опыт новые технологии.// Материалы научной конференции «Влияние Британского дизайна на тенденции современной моды». - Санкт–Петербург, 2004 г.

  4. Креативная индустрия Великобритании и ее значение для мировой моды. – archvuz.ru №7/2004 Архитектон.- .Екатеринбург.

  5. Философский и художественный смысл многомерного объекта Р. Хачатряна // Вестник Оренбургского государственного университета: Специальное приложение: Архитектура и дизайн. Теория и практика. – 2005. - №6. – С.69 -73.

  6. Многомерность как новый метод дизайн-моделирования одежды //VI Московский международный салон инноваций и инвестиций «Технологический прорыв России: стратегическое партнерство государства и бизнеса» (Москва, ВВЦ, 7-10 февраля 2006 года). - С.171 -172.


Демонстрация авторских коллекций:

1 Костюм из серии «Трехмерный образ» (Юбилейная выставка «Многомерные объекты» Р. Хачатряна, Российская Академия художеств, 2001-2002 г.).

2. Коллекция из 38 моделей «Боккаччо-04» (Неделя Российской моды, Москва, Гостиный двор, март 2004 г., юбилейный каталог, с. 10).

3. Коллекция из 36 моделей (Международное шоу «Мир-Красота», Кремлевский Дворец съездов, Москва 10 октября 2004 г.).

4. Коллекция мягких элементов мебели для детей инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата («Арт-Мебель 2004г.» Москва, 14-17 сентября 2004 г., Диплом Союза дизайнеров Москвы).

5. Коллекция из 12 моделей для олимпийской сборной по шахматам. (Олимпийские игры в Испании 15апреля 2004 г., Диплом Шахматной Федерации РФ).

6. Разработка художественного образа и стиля – чемпионка России, международный гроссмейстер, шахматный обозреватель телеканала «Спорт» – Эльмира Мирзоева (Москва, 2004 г.).

7. Коллекция из 28 моделей для Олимпийской сборной по фигурному катанию на коньках (Чемпионат мира по Фигурному катанию на коньках, 11 марта 2005 г., Диплом Федерации по фигурному катанию на коньках РФ).

8. Коллекция из 47 моделей «Шатранж», посвященной шахматам (Международная неделя моды RFW, Москва , 2 апреля 2005 г.).

9. Коллекция из 40 моделей «Шатранж» (Оренбург, 12 мая 2005 г.)

10. Коллекция из 40 моделей «Шатранж» (Калининград, 20 мая 2005г.)

11. Коллекция из 20 моделей «Шатранж» (Париж, 21 октября 2005 г., Сертификат Пьера Кардена)



12. Модель «Трехмерный образ» (Москва, ВВЦ, VI Международный салон инвестиций и инноваций,15-18 февраля 2005 19-21 г.)


1 Колейчук В.Ф. Механизмы взаимодействия средств, приемов и методов формообразования в дизайне// Проблема художественной выразительности современной предметной среды. – Сб. Научные труды ВНИИТЭ. - Серия «Техническая эстетика». – Вып. 47. - М.: ВНИИТЭ, 1985. - С. 32.

2 Государственная Академия художественных наук. Словарь художественных терминов Г.А. Х.Н. 1923-1929 гг. – М.: Э. Логос-Альтера, Еcce Нomo. – 2005. – С. 126 (Н. В. Тарабукин).

3 Там же, с. 332 (Н. И. Брунов).

4 Колейчук В. Ф. Указ. соч., с. 27.

5 Абрамян Л. Многомерные объекты Рудольфа Хачаряна// Рудольф Хачатрян. Многомерный объект. Каталог выставки (на армянском языке).- Ереван: Армянская национальная галерея, 1997. – С. 15.



Достарыңызбен бөлісу:


©netrefs.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет