Байманова Ботагоз Сейтзиевна преподаватель русского языка и литературы колледжа культуры



Дата12.08.2020
өлшемі60 Kb.
түріУрок
Байманова Ботагоз Сейтзиевна

преподаватель русского языка и литературы

колледжа культуры им. Акана серэ, г.Кокшетау
Дар слова - есть единственное и неоценимое средство проникнуть гораздо глубже, чем посредством одних внешних чувств. А для достижения этой цели преподавателю необходимо распоряжаться даром слова так, чтобы оно употреблялось не для одного только осмысления, а также воздействовало на другие, более глубокие влечения души.

Хорошо зная прошлое, учащиеся лучше понимают настоящее и предсказывают будущее. Именно уроки литературы можно назвать уроками жизни, помогающими определить вечные человеческие ценности. Научить учащихся размышлять над прочитанным, анализировать, сопоставлять, проводить аналогии – одна из главных задач уроков литературы, которые ведут к самостоятельному творческому поиску учащихся. Как бы ни складывалась жизнь, учащиеся помнят уроки доброты и человечности.

В данной статье знакомлю с методической разработкой урока по современной литературе на тему исторической памяти, добра и зла в творчестве Чингиза Айтматова.

Цель урока:

- обобщить, закрепить знания учащихся по творчеству писателя; выявить жизненную позицию, сложный художественный мир писателя; показать борьбу художника слова со злом и бездуховностью; задуматься о своей роли в жизни общества;

- способствовать развитию логического мышления, умению анализировать произведение, делать выводы, прививать интерес учащихся к творчеству писателей ближнего зарубежья, продолжить работу над развитием устной речи;

- воспитывать стремление жить и во имя добра и справедливости, лучшие моральные качества (честность, человеческое достоинство, патриотизм).


Тема урока:

ЗНАТОК ЧЕЛОВЕЧЕСКИХ ДУШ.

Вид урока: нетрадиционный.

Метод: поисковый в сочетании с обсуждением.

Прием: урок-конкурс.

Форма работы: групповая.

Узловые вопросы: нравственная гармония в жизни человека.

Оборудование урока: портрет Ч.Айтматова, иллюстративный материал по жизненному и творческому пути писателя, книжная выставка произведений писателя, графопроектор, компьютеры для двух команд.

Методика проведения урока: такому уроку предшествует серьезная подготовка. Из числа учащихся группы формируются 2 команды, выбираются капитаны. Каждая команда готовит девиз, эмблему, иллюстрации к романам Ч.Айтматова «Плаха», «Буранный полустанок», представляет театр миниатюр. Капитан каждой команды направляет работу своей группы, обеспечивает необходимым материалом, распределяет задания, подводит итоги, обеспечивает доброжелательный климат в группе. Задания выполняются всей группой, форма организации работы разная (игра, устный рассказ, инсценировка, схемы и др.)

Эксперты в оценочную ведомость заносят итоги каждого из десяти туров:



1 тур – Презентация команд

2 тур – Юный библиограф (конкурс капитанов)

3 тур - «Мозговой штурм»: блиц-опрос

4 тур - ГИД

5 тур – Театр миниатюр

6 тур – Художественная галерея картин

7 тур - Кроссворд

8 тур - Тест

9 тур - Эссе

10 тур Решение проблемного вопроса

Ход урока

1.Организационный момент урока.

2.Сообщение темы и цели урока, начальная мотивация.

Вступительное слово преподавателя:

- Эпиграфами к уроку стали слова Ф.М. Достоевского, И.В.Гете и Ч.Т.Айтматова. И это не случайно: Федор Михайлович мечтал о совершенном человеке. И до сих пор эта мечта не осуществилась, потому что люди не нашли способ искоренить зло. Русские писатели в своем творчестве не раз пытались распутать узел человеческих судеб, связавший воедино благородство и низость, милосердие и жесткость. Об этом мы узнаем, читая Н.В.Гоголя, Л.Н.Толстого, Ф.М.Достоевского. Вслед за ними наш современник Ч.Айтматов анализирует синтез добра и зла, как настоящий знаток человеческих душ. Изучая биографию Ч.Айтматова, мы обращали внимание на его мировозрение, на слова немецкого поэта И.В.Гете: «все мои произвдения - фрагменты одной большой исповеди».

Помните! Перед вами стоит проблема: «Доказать, что Чингиз Айтматов отражает проблему исторической памяти, добра и зла в своем творчестве, является знатоком человеческих душ на примере раскрытия образов главных героев и действующих лиц в своих произведениях». Вы должны решить эту проблему в течение урока.



3. Организация и проведение конкурса.

1 тур – презентация команд

Капитаны представляяют:

- свои команды: «Авдий», «Найман-ана»

- девиз


- эмблему (демонстрируют перед членами жюри).

2 тур – «юный библиограф»

Знакомство с книжной выставкой
Данное задание является конкурсом капитанов, в котором соперники на компьютере, должны составить библиографические списки художественных произведений Ч.Айтматова. Это задание связано со знанием творчества писателя, начиная с самых первых его рассказов и заканчивая последними произведениями писателя. Победителем этого тура становится тот капитан команды, который за минимальный промежуток времени составит более точный библиграфический список повестей и романов писателя в хронологическом порядке.

3тур – «Мозговой штурм»

Данный этап интеллектуальной деловой игры «Мозговой штурм» проводится по форме блиц-опроса. Это задание связано со знанием биографии Ч.Айтматова и его творчества. Пока капитаны составляют библиографический список художественных произведений, каждая команда быстро, четко дает ответ на блиц-опрос.



Вопросы для команды «Авдий»

  1. Назовите долину, связанную с местом рождения Ч.Айтматова.

  2. Профессиональная деятельность Ч.Айтматова в начале жизненного пути.

  3. Назовите книгу и год ее выхода в свет, за которую писатель получил первую Ленинскую премию.

  4. Где работал и когда был репрессирован отец Ч.Айтматова?

  5. Имя мальчика – главного героя повести «Белый пароход».

  6. Чей это портрет? «....стройная, статная с прямыми и жесткими волосами, заплетенными в две тугие косы. Смуглая кожа, иссиня – черные миндалевидные глаза».

  7. Какая связь существует между легендой о манкурте и судьбой Сабитжана из романа «И дольше века длится день»?

  8. На скольких языках издаются произведения Ч.Айтматова?

  9. Кто и как повлиял на становление личности будущего писателя?

10) Назовите излюбленный жанр Ч.Айтматова.

Вопросы для команды «Акбара»

  1. Отчество Ч.Айтматова.

  2. Как называется и когда был опубликован первый рассказ писателя?

  3. Кто является переводчиком повести «Джамиля» на французский язык и как он о ней отозвался?

  4. За какую книгу, ставшую крупным событием в советской прозе, Ч.Айтматов был удостоин Государственной премии СССР?

  5. Закончите фразу Ч.Айтматова: «Тот день, когда я перестану беспокоиться и мучиться, искать и волноваться, будет.....»?

  6. Герой киргизского эпоса, чье имя связано с Родиной писателя.

  7. Перечислите важнейшие особенности творчества Ч.Айтматова?

  8. Второе название романа «Буранный полустанок». Какое название, на ваш взгляд наиболее удачное?

  9. Чей это портрет? «Тонкие губы с твердыми морщинами по углам были сомкнуты. Глаза смотрели печально, спокойно, гибкие, подвижные брови, усталое, худощавое лицо».

  10. По какой причине подростку Ч.Айтматову пришлось оставить учебу в школе?

Участники двух команд дают полные, глубокие ответы, а преподаватель подводит итог:

- Мы сейчас вспомнили некоторые моменты из основных этапов жизни и творчества писателя. Через биографию, трудный период детских и юношеских лет, творческий путь Ч.Айтматова постепенно начинает вырисовываться образ знатока человеческих душ.

За время, отведенное командам для блиц-опроса, капитаны завершили работу над библиографическими списками писателя.

4тур – ГИД

В очередном этапе деловой игры участники команд совершают «экскурсию по музею Ч.Айтматова». Данное задание является конкурсом команд на лучший и увлекательный рассказ экскурсовода – гида об одном из интереснейших этапов жизненного и творческого пути писателя. Это задание предполагает предварительную работу с журналами и газетными статьями по поиску малоизвестных фактов из биографии и творчества писателя.



5 тур – театр миниатюр

Каждая команда должна подготовить инсценированный фрагмент из романов Ч.Айтматова «Плаха», «Буранный полустанок».

Участники команды «Авдий» разыгрывают сцену встречи Авдия Калистратова и банды наркоманов во главе с Гришаном.

Команда «Акбара» представляет семейство Ташчайнара и Акбары с детенышами-волчатами.

Участники команд должны прокомментировать инсценированный эпизод из романа и дать ответ на вопрос о проявлении нравственных качаств души главных героев в изображении Ч.Айтматова.

6 тур – художественная галерея картин

Каждая из команд представляет на суд другой команды и жюри свою работу – рисунок, отражающий эпизод из романа «Плаха», наиболее удачно раскрывающий «полярную духовность» героев романа.

По иллюстрациям учащиеся должны воспроизвести эпизод романа. Команды комментируют свои рисунки с точки зрения нравственности:

1) Облава на сайгаков.

2) Встреча матери с сыном.

7 тур – кроссворд

Проводится игра «Кто, где, когда?». Учащиеся разгадывают кроссворд. Команды получают задание и выполняют его в течение 5-7 минут.



8 тур – тест

Два варианта тестовых заданий по 10 вопросов для каждой команды.(пока жюри подводит итоги двух последних туров, преподаватель проводит обзор книжной выставки по жизненному и творческому пути писателя; обращает внимание учащихся на иллюстративный материал, изображенный через графопроектор на мультимедийной доске)



9 тур – эссе

Команды представляют письменные работы – эссе.

Учащиеся приводят примеры из своих творческих работ – зачитывают отрывки из эссе:

- команда «Авдий» - эссе «Что дало мне изучение творчества Ч.Айтматова»?

- команда «Акбара» - эссе «Мои размышления о произведениях Ч.Айтматова»

10 тур – решение проблемного вопроса

В заключении конкурса преподаватель берет у каждой команды интервью.



- Каким образом в творчестве Ч.Айтматова отражается тема добра и зла, исторической памяти? Можно ли писателя назвать знатоком человеческих душ?

К сведению учащихся: устные высказывания должны аргументироваться фактами из текста изученных произведений, подтверждаться примерами из жизни.



4. В конце урока преподаватель подводит итог.

Таким образом, мы пришли к выводу, что одной из важнейших проблем всего творчества Ч.Айтматова является вопрос о добре и зле, исторической памяти, месте человека в обществе, смысле жизни. Отражая эту проблему, Айтматов уделяет внимание внутреннему миру человека, формированию его нравственных позиций.

Ч.Айтматов призывает к объединению всех борющихся с несправедливостью сил, воспитать в себе нетерпимость ко злу, способность открыто выражать свою точку зрения. И, если большинство будет отстаивать на земле добро, то восхождение на плаху не понадобится. Вот почему романы Ч.Айтматова мы называем повествованием о нравственных исканиях наших дней, призывом к совести всех и каждого. Подчеркивая основную мысль произведений, автор представлял право читателю выбрать... «что делать, ждать, когда все вместе очухаются и сорганизуются или начать самому?» и добавлял: «Совесть – это и смелость».

Основной смысл жизни человека Ч.Айтматов видит в работе души. Какой же должна быть душа? К чему она должна стремиться?

У каждого человека должна быть своя идея, ради которой он готов взойти на плаху. Начать с себя – значит, научиться восходить на плаху во имя высшей справедливости, гармонии, счастья.

Жюри подводит итоги конкурса. Награждение команд.



5. Комментирование оценок.

6. Задание на дом: Написать эссе на тему: «Добро и зло в творчестве Ч.Айтматова» (на примерах прочитанных произведений).
Каталог: images -> Razrabotkaurokov
Razrabotkaurokov -> Ибраева Раушан Самигуловна математика және физика мұғалімі Көкшетау қаласы №8 орта мектебі туындыны қолдану арқылы өрнектерді түрлендіру
Razrabotkaurokov -> «Көкшетау қаласы, есту және тіл кемістігі бар балаларға арналған №4 арнайы түзету мектеп-интернаты» кмм «Менің қалам-Көкшетау»
Razrabotkaurokov -> Сабақтың тақырыбы: ауыз қуысында астың Қорытылуы
Razrabotkaurokov -> Смагулова Гульмира Каировна бастауыш сынып мұғалімі Ақмола облысы Еңбекшілдер ауданы Донской орта мектебі
Razrabotkaurokov -> Баймуратова Назым Зейнелгабиденовна Шортанды ауданы «Бозайғыр орта мектебінің» мм биология пәні мұғалімі Ауыз қуысында астың қорытылуы. Сабақтың мақсаты
Razrabotkaurokov -> Сабақтың тақырыбы : «Біріккен сөздер»
Razrabotkaurokov -> Сабақтың тақырыбы: «Аласа таулар»
Razrabotkaurokov -> Сабақтың тақырыбы: «Табиғаттағы су айналымы»
Razrabotkaurokov -> Жахина Гульжан Елубаевна Красный яр №13 «Амина» бала бақшасының тәрбиешісі Тақырыбы: «Ойнайық та, ойлайық» Білім беру саласы
Razrabotkaurokov -> Сабақтың тақырыбы: «Қысқаша көбейту формулалары»


Достарыңызбен бөлісу:


©netrefs.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет