«антонимы»



Дата30.04.2016
өлшемі64.94 Kb.
түріУрок


Тема урока: «АНТОНИМЫ»

Цель урока : Познакомить учащихся с понятием «антонимы».
Задачи урока:


  1. Показать в игровой манере всевозможные приемы использования антонимов.

  2. Формировать умение находить антонимы в предложениях, подбирать антонимы к указанным словам, использовать их в речи.


Тип урока: урок объяснения нового материала.

Вид урока: урок с использованием ИКТ.

Возраст учащихся: 11-12 лет (5 класс).

Программное обеспечение: мультимедийная презентация.

Дидактический материал: листок формата А4 со словами для проведения эстафеты.

Наглядные пособия: иллюстрации к мультфильму «Ну, погоди!», включенные в презентацию.

Межпредметные связи: информатика, литература.
План урока:


  1. Орг. момент.

  2. Орфографическая пятиминутка.

  3. Работа по теме урока:

    1. кроссворд

    2. работа с определением понятия.

    3. составление антонимических пар

    4. игра «Смотри, не ошибись»»

    5. загадки

    6. эстафета

    7. работа с иллюстрациями к мультфильму «Ну, погоди!»

    8. развитие речи – конструирование предложения с помощью антонимических пар.

  4. Подведение итогов. Рефлексия.

  5. Домашнее задание.


Ход урока.
1. Орг. момент. Запись в тетрадь даты.

  1. Запишите под диктовку слова (в столбик) и обозначьте орфограммы: ни..кий, взл..теть, (он) садит..ся, прибл..жаться.

  2. Подберите к данным словам слова с противоположным значением. (низкий – высокий; взлететь – опуститься; садится – встаёт; приближаться – удаляться.)

Ребята, вы помните сказку про двух барашков, которые утонули в горной речке, потому что были очень упрямыми и не хотели уступить друг другу дорогу? В русском языке есть такие слова, похожие на этих барашков. Они обозначают совершенно противоположные понятия, явления. Нам то холодно, то жарко, то мы грустные, то веселые. Кто-то живет на верхнем этаже, кто-то – на нижнем. Вот такие слова- «барашки» с противоположным значением. А как они называются, мы узнаем из кроссворда, который сейчас отгадаем.


СЛАДКИЙ – ГОРЬКИЙ

КОНЧАТЬ – НАЧИНАТЬ

ПОТЕРЯЛ – НАШЕЛ

СЛОЖНЫЙ – ПРОСТОЙ

ЛЕНИВЫЙ – ТРУДОЛЮБИВЫЙ

ДЛИННЫЙ – КОРОТКИЙ

ТЕМНОТА – СВЕТ
Теперь запишем в тетрадь тему урока – «Антонимы».
- Мы с вами составили пары слов с противоположным значением.

Запись на доске: 1) противоположное значение

- Давайте определим, какой частью речи являются слова в составленных парах.



Запись на доске: 2) слова в паре одной и той же части речи.
4. Прочитайте на слайде перевод слова «Антонимы»

- Давайте попробуем сами определить, что такое антонимы.


Проверьте себя по определению на слайде.
У нас на доске записаны два признака антонимов. А я сейчас хочу вам сказать еще об одном.
Запись на доске: 3) два слова с противоположным значением составляют антонимическую пару.
Запишите пословицу и определите, сколько в ней антонимических пар.

Ученье – свет, а неученье – тьма.

Сделать синтаксический разбор, объясняющий знаки.


3-й слайд. А сейчас я проверю, умеете ли вы составлять антонимические пары (устно вставить нужный антоним и назвать антонимическую пару):

Любишь брать, люби….(отдавать) брать – отдавать

Сытый …. (голодного) не разумеет. Сытый – голодный

Иди вперед, а оглядывайся … (назад) вперед – назад

Корень учения горек, да плод его…(сладок) горек – сладок
5. Итак, антонимы – это слова одной и той же части речи с противоположным значением. Давайте проверим, все ли слова имеют антонимы?

4-й слайд. Игра «Смотри, не ошибись»

Выпишите в тетрадь только те слова, к которым можно подобрать антонимы, и составьте антонимическую пару.
1 вариант 2 вариант
БОЛЬШОЙ – (МАЛЕНЬКИЙ) СТО -

МНОГО – (МАЛО) СИНИЙ -

СТАКАН – ПОДНИМАТЬ - (ОПУСКАТЬ)

ВЫСОКИЙ – (НИЗКИЙ) УТЮГ -

ВЕРБЛЮД – ШУМ – (ТИШИНА)

СМЕЯТЬСЯ – (ПЛАКАТЬ) ДОМ -

ХОРОШО – (ПЛОХО) ЗОЛОТОЙ -

Я – УМНЫЙ – (ГЛУПЫЙ)

ГОЛОВА – ЧИСТЫЙ – (ГРЯЗНЫЙ)

АЛЕКСЕЙ - ПРАВДА – (ЛОЖЬ)


Проверим ваши записи. Попробуйте определить, что же это за слова, к которым нельзя подобрать антонимы? (это слова, которые нельзя ни с чем сравнить по какому-либо признаку). Для составления антонимической пары должен обязательно присутствовать элемент сравнения.
Вывод (на слайде): Не имеют антонимов собственные существительные, числительные, прилагательные, образованные от названия металлов, местоимения.
6. Немного отдохнем и на загадки дадим отгадки. Запишите пары антонимов и объясните орфограммы в отгадках.
Я – АНТОНИМ К СЛОВУ «ЗНОЙ»,

Я В РЕКЕ, В ТЕНИ ГУСТОЙ

И В БУТЫЛКЕ ЛИМОНАДА,

А ЗОВУТ МЕНЯ (ПР..ХЛАДА).


Я – АНТОНИМ К СЛОВУ «ЛЕТО»,

В ШУБУ СНЕЖНУЮ ОДЕТА,

ХОТЬ ЛЮБЛЮ МОРОЗ САМА,

ПОТОМУ ЧТО Я (З..МА).


Я – АНТОНИМ К СЛОВУ «СМЕХ»,

НЕ ОТ РАДОСТИ, УТЕХ,

Я БЫВАЮ ПОНЕВОЛЕ

ОТ НЕСЧАСТЬЯ И ОТ БОЛИ,

ОТ ОБИДЫ, НЕУДАЧ.

ДОГАДАЛИСЬ? ЭТО (ПЛАЧ(?).

Я – АНТОНИМ ШУМА, СТУКА,

БЕЗ МЕНЯ ВАМ НОЧЬЮ МУКА,

Я ДЛЯ ОТДЫХА, ДЛЯ СНА

НАЗЫВАЮСЬ (Т..ШИНА).


А теперь эстафета.
Каждый ряд получает листки со словами. Каждый ученик на этом ряду должен вписать антоним к одному слову и передать листок дальше. Побеждает ряд, все ученики которого правильно и быстро справились с заданием эстафеты.



1.

ГЛУПЕЦ –



2.

БОГАТЫЙ –



3.

БЕДА –


ГОРЬКИЙ –

ПЕРВЫЙ –

БЕЗДАРНЫЙ –

ГРУБОСТЬ –

ПЛОХОЙ –

БЕЛЫЙ –

ГРЯЗЬ –

ПОДЪЕМ –

БЕССЛАВИЕ –

ДА –

ПРАВДА –

БЛИЖНИЙ –

ДЕШЕВО –

ПРОТИВНИК –

БОЛЬШЕ –

ЖЕСТОКИЙ –

РАДОСТЬ –

БУДУЩЕЕ –

ЗДОРОВЫЙ –

СВЕТ –

ВВЕРХ –

ЧЕРНЫЙ –

СИЛЬНЫЙ –

ТИШИНА –

КРАСАВЕЦ –

УМНЫЙ –

ХОРОШО –

ЛУЧШЕ –

МЕНЬШЕ –

ВЕСЕЛЫЙ –

МАЛО –

ВЕЧЕРОМ –

ВНЕШНИЙ –

НЕПРАВДА –

ВОЙНА –

ВПЕРЕД –

ОБВИНЯТЬ –

ВРАЖДА –

ВСТРЕЧА –

7. А сейчас задание усложняется. В предыдущих упражнениях вы подбирали антонимы к уже заданному слову. Теперь вам нужно будет самостоятельно составить антонимическую пару. А помогут нам в этом герои всем вам хорошо знакомого мультфильма «Ну, погоди!» Посмотрите еще раз на главных героев этого мультфильма и с помощью прилагательных охарактеризуйте их.


ВОЛК – ЗЛОЙ, НЕВЕЗУЧИЙ…

ЗАЯЦ – ДОБРЫЙ, УДАЧЛИВЫЙ…


8. А теперь я предлагаю каждому проверить, как он усвоил тему сегодняшнего урока. Я предлагаю вам два отрывка. Задание для каждого отрывка одинаковое, но один отрывок попроще, а другой посложнее. Пусть каждый сам выберет отрывок по своим силам. А может быть, среди вас есть такие ребята, которые очень хорошо усвоили тему и смогут справиться сразу с двумя отрывками.

Самостоятельная работа учащихся по группам:

1 группа: Вставьте в предложение антонимы, подходящие по смыслу.
Есть люди добрые и злые, ……….. и ……………., ……………… и …………….., ………….. и ……………….
2 группа: Вставьте в текст антонимы, подходящие по смыслу.

ДОМ У ДЕДА ИВАНА … (большой). ДЫМ ИЗ ТРУБЫ КАК ВЫВАЛИТ, НА ДРУГОМ КОНЦЕ СЕЛА ВИДНО. У ЕГОРА ИЗБЕНКА …(маленькая). ДЫМОК НАД НЕЙ, КАК БЕЛИЧИЙ ХВОСТИК ПОДНИМАЕТСЯ… (В. Коржиков)

9. Подведем итоги. Продолжите предложения на слайдах.

Сегодня на уроке я узнал (а)…

Я могу себя похвалить за ….

(если остается время дать возможность одному ученику дать полное определение антонимов с примерами)



Домашнее задание: §____, упр. ______


Каталог: Kostroma EDU
Kostroma EDU -> Программа организации процесса адаптации первоклассников к школьному обучению в моу сош №31 г. Костромы Составитель
Kostroma EDU -> Алексей михайлович романов
Kostroma EDU -> Полина Кокуренкова Художник Мария Кустова Лицей №32 города Костромы, 2013
Kostroma EDU -> Штрихи к портрету современного учителя
Kostroma EDU -> Урок литературы. «Подвиг или предательство?»
Kostroma EDU -> Антонимия фразеологизмов
Kostroma EDU -> Дорогие мои земляки
Kostroma EDU -> Архимед (ок. 287-212 гг до н э.)


Достарыңызбен бөлісу:


©netrefs.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет