Аннотация



Дата29.04.2016
өлшемі32.47 Kb.

АННОТАЦИЯ


Понятие памяти в современной философии - одна из тех связок, вокруг которых выстраивается разговор о проблеме идентичности, самоидентичности человека (гендерной, национальной, исторической и др.). Понятие памяти в большинстве учений корнями уходит в интерпретацию времени.

К началу XX века в западноевропейской философии и науке сложилась новая конфигурация знания, в рамках которой классическое понятие времени было подвергнуто существенному пересмотру. Появление антропологических, виталистских и экзистенциальных тенденций в понимании бытия человека и его положения в мире привело к переосмыслению роли и статуса фундаментальных метафизических категорий, указало на необходимость установления нового отношения между понятием и опытом, в котором опыту отводилась бы первостепенная роль. В этой связи формирование нового понятия времени сопровождалось критикой как количественного и аналитического, прикладного характера времени, так и его метафизико-теологического значения, привязанного к понятию вечности. Хайдеггеровское решение проблемы, создание онтологии времени и утверждение временности и конечности человеческого бытия, оказало глубокое воздействие на развитие западноевропейской и, в особенности, французской мысли XX века. Но ни хайдеггеровский вариант экзистенциально-онтологической трактовки времени, ни гуссерлевская феноменологическая версия не могут быть до конца поняты, если не учитывать ту работу по первоначальному выделению антропологического смысла времени, которую совершил Анри Бергсон еще в конце XIX века.

Пристальное внимание к иррациональной стороне жизни, её неизменная текучесть своеобразно преломляются в творчестве Анри Бергсона. Его учение разворачивается в таких работах, как «Опыт о непосредственных данных сознания» (в которой впервые вводится понятие «длительность»), «Материя и память» – эти две работы содержат основы его философии, критику психологии Вундта и Фехнера, а также разрабатывают проблемы сознания и его значения, «Творческая эволюция», где разрабатываются положения его теории возникновения человека, распространения и функционирования жизни, краеугольным камнем этой работы становится понятие жизненного порыва (Élan vital). «Два источника морали и религии» – работа, в которой Бергсона интересует уже непросто человеческое сознание как таковое, но возможность ориентации этого сознания в направлении, подсказанном христианскими мистиками; сам же человек выступает здесь, прежде всего, как член социума.

Таким образом, философия Бергсона раскрывается через три главных понятия: длительность (la duree), интуиция (l`intuition), жизненный порыв (l'elan vital).

Предложив понятие длительности, традиционно принадлежащее сфере влияния классического понятия времени, Бергсон повел атаку сразу на два фронта. Ему удалось вывести длительность из подчинения времени, не просто отождествив ее с переживаемым временем, временем души (в таком случае можно было бы продолжать использовать слово «время», как это сделали Э. Гуссерль и М. Хайдеггер), но выдвинув на первый план специфику самой формы слова – его качество «дления». Особенность понятия, вводимого и обосновываемого Бергсоном, состоит в том, что оно играет в его системе как минимум двойную роль. С одной стороны, оно отсылает к определенному, достаточно обширному, предметному полю, в рамках которого его содержание может пересекаться с содержанием таких понятий, как жизненное время, изменчивость, субстанция, бытие. Его значение для мысли Бергсона сопоставимо с тем значением, которое имели понятия «cogito» для Р. Декарта, «монада» для Г.В. Лейбница, «трансцендентальное единство апперцепции» для И. Канта. С другой стороны, оно обладает определенной операциональной формой, является инструментом мысли Бергсона (для сравнения, такими же операциональными понятиями были для Э. Гуссерля – «ἐποχή», или «заключение в скобки», для Г.В.Ф. Гегеля «снятие» или «Aufhebung»). Именно благодаря этой форме и можно произвести реальное отделение понятия «длительность» от понятия «время». Поскольку предметное поле, которое обозначает «длительность», по сути дела, не ново, оригинальность понятия нужно искать в области его концептуальной формы. А это, в свою очередь, приведёт к пониманию памяти А. Бергсоном.

Истоки современного понимания памяти сложно однозначно указать. Вопрос о переосмысление понятия памяти на рубеже XIX-XX веков не разъяснен: каковы метафизические предпосылки, коренятся ли они в естественном ходе вещей, в повседневности, или их стоит искать в проблематике субъекта? И какова связь между сборкой субъективности и памятью, памятью и историей, памятью и умом. Данные вопросы затрагиваются в магистерской диссертации.

Объект исследования:

Предметом исследования является эволюция формы и содержания понятия «память» в философии А. Бергсона. Генезис данного понятия от философии Просвещения К. Гельвеция через психофизику В. Вундта и Г. Фехнера к философии жизни А. Бергсона.





Каталог: userfiles -> edu -> attestate -> 2013summer -> Annotatcii mag2013 -> philosophy -> MagVorotneykovaO.S
userfiles -> 2010 жылдың ІІІ тоқсанына арналған жоспарының орындалуы Шілде Облыс әкімдігінің мәжілісіне енгізілген мәселе Жамбыл облысының 2010 жылдың қаңтар-маусымында
userfiles -> Жамбыл облысы әкімдігінің денсаулық сақтау басқармасына қарасты емдеу-алдын алу ұйымдары бас дәрігерлерінің жеке табысы және мүлкі туралы декларацияны жариялау
userfiles -> Конкурстық құжаттаманы бекіту туралы
userfiles -> Шу ауданының әкімі І.Ә. Тортаевтың ауданның 2012 жылғы әлеуметтік-экономикалық дамуының қорытындылары туралы есебі
userfiles -> Шортанова алшайым ахылбековна қазақстандағы ғылыми кітаптар басылымының тарихы
userfiles -> Қазақстан Республикасының Президенттігіне кандидаттардың сенімді өкілдерінің сайлаушылармен кездесу үшін үй-жайлар тізбесі
MagVorotneykovaO.S -> Курсовая работа студентки II курса Дневного отделения магистратуры
philosophy -> Дудник Сергей Иванович диссертация


Достарыңызбен бөлісу:


©netrefs.ru 2019
әкімшілігінің қараңыз

    Басты бет